«Библиографическое информирование в библиотеках. Массовое библиографическое информирование Средства библиографической деятельности

Первоочередное внимание уделено определению самого базового понятия, характеристике основных видов, методов, форм и средств библиографического обслуживания.

14.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Несмотря на наличие ГОСТов, общепринятого определения этого важнейшего процесса библиографической деятельности пока нет. Например, ГОСТ 7.0-84 определяет библиографическое обслуживание как процесс доведения библиографической информации до потребителей. На наш взгляд, такое понимание не отражает существа этого важнейшего библиографического процесса. В литературе можно встретить и другие точки зрения на этот счет и, естественно, другие терминообозначения. Мы не будем отказываться от нормативно и официально утвержденного термина "библиографическое обслуживание", но дадим свою интерпретацию его определения. Оно должно быть приближено к дефиниции самой библиографии, данной в том же ГОСТ 7.0-84. Другими словами, не просто "доведение библиографической информации до потребителей", а именно доведение ее в целях удовлетворения информационной потребности. Следовательно, библиографическая информация не самоцель, а лишь средство для целенаправленного удовлетворения потребности в любой нужной информации.

В специальной литературе можно встретить термины, где слово "доведение" заменено на "обеспечение". Может быть, в этом направлении и надо думать о совершенствовании термина "библиографическое обслуживание". Тем более, в самом ГОСТ 7.0-84 при определении одного из видов библиографического обслуживания - библиографического информирования - говорится именно об "обеспечении библиографической информацией".

Существует и еще одна терминологическая проблема. Дело в том, что информационные потребности, в том числе и библиографические, раскрываются в форме информационного запроса, т.е. текста, выражающего на естественном языке необходимость в определенной информации. Правда, в ГОСТ 7.0-84 библиографический запрос определяется как "требование на библиографическую информацию, поступившее от потребителя в организацию, осуществляющую библиографическое обслуживание". Но в любом случае запрос не всегда точно выражает информационную потребность, чаще всего, из-за наличия индивидуальных лингвистических и логических особенностей изложения, терминологической неоднозначности и т.п. С этим и связано введение в библиографическую эвристику (теорию информационного поиска) такого понятия, как критерий смыслового соответствия в процессе (режиме) "запрос - ответ". По этому критерию выделяются два варианта соответствия: в том случае, если основное смысловое содержание ответа соответствует запросу, речь идет о релевантности, релевантном ответе; в случае соответствия информационной потребности - пертинентности, пертинентном ответе.

Как видим, понятия релевантности и пертинентности библиографического обслуживания не эквивалентны, они пересекаются, но не совпадают одно с другим. В силу субъективности процесса "запрос - ответ" необходима определенная формализация его. В частности, на основе существующих ныне искусственных языков (ИПЯ) создается как бы в определенной степени формализованный заменитель запроса - поисковый образ запроса (ПОЗ). Для его формирования используются заглавия и оглавления (содержания) документов, индексы и предметные рубрики действующих библиографических классификаций (УДК, ББК и т.п.), ключевые слова (дескрипторы), взятые из соответствующих тезаурусов и дополненные синонимами, видовыми и ассоциативными терминами из других словарей, но во всех случаях соотносимыми с текстом информационного запроса потребителя. Порой возникает необходимость в обращении к самому потребителю с просьбой уточнить свой запрос и дать перечень синонимов, ассоциативных терминов и других формулировок запроса. Все это будет способствовать достижению точного и полного смыслового соответствия "запрос - ответ", т.е. получению не только релевантного, но и пертинентного ответа.

Нам важно отметить, что именно характер запроса - постоянный (долговременный) или разовый - является ведущим критерием для выделения двух основных видов библиографического обслуживания: библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание. Используются и другие типологические критерии для систематизации действующих и возможных видов библиографического обслуживания. Так, по хронологическому признаку выделяют текущее и ретроспективное библиографическое обслуживание, по содержательному - библиографическое, документальное и фактографическое, по числу потребителей - индивидуальное и коллективное (групповое, массовое и т.п.), по функциональному - рекомендательное и т.д. Современные информационные технологии открыли новые возможности для библиографического обслуживания, с чем связана тенденция, с одной стороны, к его универсализации, а с другой - растущему разнообразию самих запросов, форм и средств их реализации. В действующем ГОСТ 7.0-84 выделены два вида библиографического обслуживания - справочно-библиографическое и библиографическое информирование. Ими мы и ограничим в дальнейшем наше изложение.

14.2. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Согласно ГОСТ 7.0-84 оно определяется как "библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации". Такие запросы могут носить самый различный характер: начиная от сведений фактографического и тематического характера, наличия и местонахождения запрашиваемых документов и кончая предоставлением самого документа или его копии. Наиболее широко распространенной формой ответа на запрос является библиографическая справка. Отсюда и само название рассматриваемого вида библиографического обслуживания.

Особый случай справочно-библиографического обслуживания (СБО) - "библиографическая консультация", когда в ответ на разовый запрос даются советы по самостоятельному использованию путей и средств библиографического поиска. В практике крупных библиотек и органов НТИ сложилась уже стереотипная форма выдаваемой справки относительно консультаций, например: "Нужный Вам материал можно найти в... разделе каталога (картотеки) или в... библиографических пособиях, где поиск интересующей Вас информации целесообразно проводить следующим образом...".

Библиографическая консультация дается обычно на следующие виды запросов: а) письменный запрос поступил из другой библиотеки, где имеются все необходимые библиографические источники для успешного поиска по данному запросу; б) запрос дается в целях получения информации для работы над диссертацией, дипломной или курсовой работой; в) по теме запроса есть определенный, не вызывающий особых затруднений при использовании потребителем, библиографический источник; г) запрос связан с интеллектуальным видом досуга (решение кроссвордов, викторин, участие в конкурсах и т.д.); д) необходим сплошной просмотр многих выпусков конкретного текущего библиографического издания за большой период времени.

Важно отметить, что библиографическая консультация может быть дана вместо библиографической справки по всем видам запроса. Считается, что это полезно для пользователя, так как он становится непосредственным участником библиографического поиска, проявляет большую активность и приобретает опыт библиографической работы.

Сложилась определенная совокупность наиболее часто используемых видов библиографической справки: уточняющая, тематическая, адресная и фактографическая. В частности, уточняющая библиографическая справка (УБС) устанавливает и (или) уточняет элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены в запросе. П.Н.Берков в своей монографии "Библиографическая эвристика" называет такую библиографическую работу "поиском недостающего звена". Подобные запросы относятся к наиболее сложным и трудоемким. Алгоритм поиска на уточнение приведен в учебнике "Библиографическая работа в библиотеке".

Следует учитывать и типичные ошибки в уточняющих запросах потребителей. Основными из них являются следующие: а) искажения фамилии автора (замена одной буквы на другую, сходную по начертанию или близкую по звучанию, искажение инициалов, женскую фамилию путают с мужской и т.д.); б) сокращения и неточное название книг, периодических изданий; в) представление переводчика, составителя, редактора, иллюстратора как автора книги; г) неверно указаны год издания, издательство; д) авторскую работу приняли за коллективную и наоборот; е) представление названия статьи, раздела, главы книги, частного заглавия тома или выпуска многотомного издания как названия самостоятельного произведения или издания; ж) отсутствие наименования коллектива в продолжающихся изданиях, материалах симпозиумов, конференций и т.д.; з) неточный перевод на русский язык названия зарубежного издания.

Тематическая библиографическая справка содержит библиографическую информацию по определенной теме (ГОСТ 7.0-84). П.Н.Берков называл такую библиографическую работу "подбором литературы по данному вопросу". По имеющимся данным, такие справки занимают ведущее место в СБО, составляя 50-80% от всех библиографических справок, выдаваемых библиотеками за год [Библиографическая работа в библиотеке. С. 170]. В указанном учебнике подробно изложена методика выполнения тематических справок, включающая следующие этапы: прием запроса; изучение темы запроса, определение круга и последовательности просмотра источников; библиографический поиск, отбор, группировка материала и оформление тематической справки.

Наибольший интерес здесь представляет классификация тематических справок по степени сложности или трудоемкости выполнения. Показатели категорий сложности приведены в табл. 19. Выделяются три категории сложности в зависимости от целевого названия справки; круга и характера использованных источников библиографического поиска; принципа выявления и отбора литературы; способов библиографической группировки; объема выданной библиографической информации; формы справки (устной или письменной).

Адресная библиографическая справка устанавливает наличие и (или) местонахождение запрашиваемого документа в определенном фонде (ГОСТ 7.0-84). Первым условием ее выполнения является точное и в необходимой степени полное библиографическое описание документа. Естественно, если такового нет, то сначала проводится уточняющий поиск. Второе условие - определить соответствующий фонд библиотеки и органа НТИ, используя имеющиеся каталоги и картотеки непосредственно или их издания. При отсутствии нужного документа в данном фонде приходится обращаться к сводным каталогам (например, сводному краеведческому каталогу, сводному каталогу книг на иностранных языках, сводному каталогу периодических изданий, получаемых библиотеками и органами НТИ), летописям и ежегодникам РКП, МБА и т.д. В конечном итоге потребитель должен получить полное и точное описание нужного документа с указанием его нахождения в фондах библиотек страны.

ГОСТ 7.0-84 не включает такого понятия, как "фактографическая библиографическая справка", видимо, на том основании, что фактография не является якобы делом библиографии. Фактографическая справка представляет собой ответ по существу запроса: сообщение точной даты, цифры, цитаты, изложение концепции, определение термина и т.п. Соответственно фактографический поиск предполагает выявление самих фактов, данных, а не сведений о документах, где эти факты содержатся. Так писал Н.Н.Щерба в учебнике "Библиографическая работа в библиотеке", и тут же оговаривал: "Поэтому данный поиск не является библиографическим, но в библиотеках традиционно относится к справочно-библиографическому обслуживанию" (выделено нами. - А.А.Г.). Мы придерживаемся другой точки зрения: выполнение фактографических справок - прямая обязанность библиографа. Конечно, они требуют от него эрудиции, хорошей профессиональной подготовки, знания круга необходимых для фактографического поиска библиографических источников. Более того, без библиографических сведений о документах они становятся недоступными, а без документов нельзя найти и соответствующие факты.

Для выполнения фактографических справок используются прежде всего энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки (цитат, знаменательных дат, свойств, параметров и т.п.). Но всегда имеются запросы по фактам сегодняшней жизни, которые еще не нашли отражения в справочных изданиях. Поэтому библиограф вынужден обращаться непосредственно к текущей литературе. Здесь помощь ему может оказать обращение к специалистам. Наконец, желательно, чтобы фактографическая библиографическая справка сопровождалась и необходимым библиографическим списком, что позволит потребителю убедиться в достоверности приведенных сведений, а также самому обратиться к первоисточникам.

Фактографические запросы составляют значительную часть всех запросов, особенно в библиотеки и информационные органы научно-технического профиля. В этом отношении новые возможности открываются в связи с созданием АИС разного назначения. Другими словами, СБО во всем своем разнообразии получает возможность использовать помимо традиционных устной и письменной (печатной) электронные формы выдачи информации (непосредственно на экране компьютера, в виде дискет, оптических дисков и т.п.).

14.3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ

Согласно ГОСТ 7.0-84 библиографическое информирование (БИ) определяется как "систематическое обеспечение библиографической информацией в соответствии с долговременно действующими запросами и (или) без запросов". В библиографической литературе можно встретить и еще один термин - "информационно-библиографическое обслуживание" [Библиография: Общий курс. 1981. С. 447-462]. Оба термина неудачны. Выручает лишь сам критерий не разового, а долговременного или постоянного запроса. Другая особенность БИ связана с характером самого потребителя. В ГОСТ 7.0-84 выделены три разновидности БИ в зависимости от категории потребителя. Индивидуальное БИ осуществляется с учетом индивидуальных информационных потребностей, т.е. постоянно действующего запроса отдельного потребителя. Групповое БИ - по запросу группы потребителей, выделенной по определенному признаку, члены которой имеют близкие по содержанию информационные потребности. Массовое БИ ориентировано на широкий круг потребителей информации.

В учебной литературе [см., напр.: Библиография: Общий курс. 1981. С. 447-473; Библиографическая работа в библиотеке. С. 134-165] указанные три разновидности БИ объединяют в две: недифференцированное (массовое) и дифференцированное (индивидуальное и групповое). С учетом специфики рассмотрим их отдельно.

Одной из самых распространенных форм массового БИ является издание информационных бюллетеней, в которых сведения о поступивших в библиотеку (орган НТИ) изданиях располагают в определенном порядке (чаще всего систематически). Главное, чтобы эти бюллетени обеспечивали оперативность обслуживания и сводили к минимуму информационный интервал (время от поступления изданий в библиотеку до отражения их в очередном номере бюллетеня). Оптимальным считается ежемесячное издание бюллетеней с информационным интервалом, не превышающим полутора месяцев.

Однако не все библиотеки и органы НТИ имеют возможность издавать такие бюллетени. Поэтому соответствующие списки новых поступлений вывешивают у стола выдачи литературы. Или заменяют списки картотекой, размещая ее на столе выдачи либо рядом с каталогами. Другой выход из положения - использование средств массовой информации: местной периодической печати, радио- и телепередач. Главное, чтобы это носило постоянный характер, использовались известные потребителю рубрики типа "Книжная полка", "Новые книги", "Ученый, который знает все" (о реферативных журналах).

Эффективной формой ознакомления с новыми поступлениями является проведение "Дней информации", "Дней специалистов", выставок-просмотров. Регулярность проведения "Дня информации" зависит от объема новых поступлений. Поэтому устанавливается заранее какой-либо день в неделю, 2-3 раза в месяц, один раз в месяц. "День специалиста" организуется для определенных категорий потребителей - экономистов, учителей, инженеров и т.д. Выставки-просмотры организуются не только для показа новых поступлений, но и на определенную ретроспективу. Важно, что указанные мероприятия сопровождаются консультациями, устными обзорами и т.п.

Следует также учитывать роль, которую играют в массовом БИ издания текущей библиографии: летописи и ежегодники РКП, издания библиографической информации, экспресс-информации, реферативной информации (особенно РЖ) органов ГСНТИ и др. Тем более что на эти издания существует подписка и при желании потребитель может заказать полнотекстовую копию, перевод интересующего его документа.

Сущность дифференцированного БИ заключается в том, чтобы обеспечить для специалистов возможность постоянного слежения за вновь появляющейся литературой с минимальными затратами времени, предоставляя им сведения обо всех нужных источниках информации с необходимой степенью полноты. Определяющим моментом для такого БИ является установление круга обслуживаемых специалистов, выявление их информационных потребностей с учетом не только тематического профиля их интересов, но и должностного, функционального статуса, научно-производственной и информационной активности, этапности выполнения научных исследований и специфики производства, образовательной подготовки, индивидуально-психологических особенностей и т.д.

Обычно запрос на информацию формулирует сам потребитель, заполняя специально для этого предназначенный опросный лист. Практика многих библиотек и служб НТИ подтвердила целесообразность ведения двух особых картотек. Одна - алфавитная картотека абонентов - содержит сведения о каждом из них (место работы, должность и т.п.) и названия заявленной темы или тем. Она предназначена для учета абонентов и посылаемых им извещений о литературе. Вторая - алфавитно-предметная картотека запросов - состоит из карточек с названиями тем и перечнем лиц, которых данная тема интересует. С ее помощью собирают литературу по каждой теме и определяют абонентов, которым необходимо направить оповещение.

Способы оповещения различны в зависимости от конкретных условий и возможностей. Обычно посылаются письменные сообщения на специальных бланках, используется телефон. Применяются и специальные картотеки-накопители, шкафы с ячейками для каждого индивидуального или группового потребителя. В этом случае важно наладить регулярное посещение абонента соответствующей библиотеки или органа НТИ. Абонент знакомится с накопленной информацией и делает заявку на заинтересовавшие его документы, может уточнить свой запрос.

Наиболее прогрессивной формой дифференцированного БИ считается система избирательного распространения информации (ИРИ). Основное ее свойство - наличие постоянных запросов потребителей и обратной связи между потребителями и библиографической службой. В настоящее время действуют как ручные, так и автоматизированные системы ИРИ. Ручные системы обслуживают небольшое число абонентов (30-50) на основе специально разработанного рубрикатора (перечня тем), в совокупности охватывающего определенную узкую область знания. Потребители отмечают в нем те рубрики, которые соответствуют их профессиональным информационным потребностям. Обычно каждой предметной рубрике присваивается условный цифровой код, которым индексируются и запросы, и вводимые в систему документы. Это облегчает определение необходимого числа карт для рассылки абонентам.

Этот же принцип положен в основу автоматизированных систем ИРИ. Отличие заключается в том, что сформулированные на естественном языке запросы переводятся на ИПЯ данной системы (в большинстве случаев дескрипторный) и вводятся в память машины, образуя массив поисковых образов запросов (ПОЗ). Вводимые в систему библиографические описания документов также индексируются на том же ИПЯ и образуют массив поисковых образов документов (ПОД). Машина производит сравнение ПОЗ и ПОД и в случае их совпадения на выходном устройстве печатает на естественном языке библиографическую информацию в виде списка документов с указанием абонентов, которым он должен быть направлен.

Система ИРИ обслуживает как индивидуальных, так и коллективных абонентов. Но считается, что именно обслуживание индивидуальных абонентов является основной задачей системы ИРИ, поскольку только в этом случае могут проявиться все преимущества этих систем. Для обеспечения полноты и точности БИ потребителям направляются сигнальные карты с аннотированными или реферативными библиографическими списками. Из копий таких карт комплектуются картотеки, необходимые для последующего отбора запрашиваемых абонентами первоисточников и для использования в других видах БИ (например, ретроспективного). Вместе с сигнальными картами как их составная часть абонентам направляется талон обратной связи для оценки ими получаемой информации. В каждой системе ИРИ эти оценки разрабатываются с учетом особенностей ее функционирования, а также специфики тех организаций, в которых такие системы внедряются.

В самом общем виде эти оценки ранжируются следующим образом (предлагается обвести кружком нужную цифру):

5 - ценная, будет использована в работе, внедрена;

4 - представляет интерес;

3 - известна ранее, из других источников;

2 - не представляет интереса;

1 - не соответствует теме запроса;

0 - необходима копия первоисточника, перевод.

Абонент, отметив одну из оценок, возвращает талон обратной связи в библиографическую службу, где он становится основанием для определения показателя точности (релевантности) БИ, выявления необходимости в корректировке планов комплектования фондов, уточнения постоянного запроса и т.д. Эффективность использования системы ИРИ не означает, что все другие формы БИ не должны быть задействованы. Важно использовать все возможное разнообразие библиографического обслуживания в оптимальном комплексе.

Библиографическое обслуживание является заключительным этапом в процессе библиографической деятельности. Теперь начинается новый цикл ее, где библиография в лице своих служб выступает в качестве обратной связи для производства новой библиографической информации в целях удовлетворения возникающих информационных потребностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская библиография в своем становлении и развитии прошла путь в несколько веков. Он отмечен разнообразными опытами и достижениями, некоторые из них и до настоящего времени не потеряли своего научного и практического значения. К таковым можно отнести "Опыт российской библиографии" В.С.Сопикова, "Литературу русской библиографии" Г.Н.Геннади, "Критико-биографический словарь" С.А.Венгерова, "Среди книг" Н.А.Рубакина и др. К началу XXв. в России сложилась достаточно разветвленная система библиографии, где наряду с государственными учреждениями особую роль играли Академия наук, вузы, научные общества. Свой вклад внесли и специально созданные Русское библиографическое общество при Московском университете и Русское библиологическое общество в Петербурге. Усилиями нескольких поколений русских дореволюционных библиографов были разработаны основы науки о библиографической деятельности - теперь библиографоведение. В этой связи особенно примечательны труды В.Г.Анастасевича, В.С.Сопикова, Н.М.Лисовского, А.М.Ловягина, Н.А.Рубакина и др. В своем развитии библиография была неотделима от русской культуры, системы народного образования, науки, искусства, промышленности. Более того, во многом она способствовала их эффективному развитию.

К сожалению, в годы сталинизма многое из накопленного опыта было утрачено, не получило дальнейшего совершенствования. И все же нельзя не отметить и определенные новации. В первую очередь, это касается созданной в 60-е годы ГСНТИ, важнейшей частью которой стала библиография. Правда, последняя сейчас в условиях перехода к рыночным отношениям переживает определенный кризис. Идет трудный поиск новых решений, новых форм и направлений библиографии. В частности, продолжают активно работать такие федеральные центры ГСНТИ, как РКП, ВИНИТИ, ИНИОН, такие крупные библиотеки, как РГБ, РНБ, ВГБИЛ и др. В наш информационный век необходимость в овладении библиографическими знаниями и современными средствами производства, распространения и использования библиографической информации является обязательной не только для специалистов, но и для каждого человека. Поэтому важно и сохранить уже достигнутое, и двигаться вперед.

В этой связи существует ряд проблем, которые или еще не решены, или трудно решаются. Прежде всего, отсутствует достаточно обоснованная и убедительная наука о библиографии. Хотя ее относительная самостоятельность была осознана уже в начале XXв., но до сих пор множатся все новые и новые подходы, в основном не совместимые между собой, а главное - отрицающие необходимую историческую преемственность, уже сложившиеся тенденции и закономерности. В частности, история русской дореволюционной библиографии создана в трудах Н.В.Здобнова и М.В.Машковой, а вот истории советской библиографии до сих пор в монографическом исследовании и изложении нет. Это и ведет к тому, что в библиографии отсутствует необходимая для ее практики методика. Последняя монография "Методика библиографической работы" Е.И.Шамурина была издана в 1933 г. В результате, даже при наличии государственной стандартизации, уровень методического обеспечения библиографической деятельности очень низок.

Еще одна нерешенная проблема - это система библиографической терминологии. Да, имеется специальный ГОСТ 7.0-99, но каждая новая редакция его (их было уже три) как бы заново решает эту проблему. Один пример: в предшествующей редакции 1977 г. была попытка определить основные виды библиографии. В действующей редакции такой раздел отсутствует, но в названиях соответствующих библиографических пособий прежние терминообозначения остались.

Далее, мы одна из немногих цивилизованных стран, которая до сих пор не имеет своего репертуара книги. Другими словами, книжное дело в нашей стране действует вслепую. Отсюда некоторая односторонность в российском репертуаре книги, отсутствие необходимой и целенаправленной поступательности в развитии. Правда, есть определенные успехи в создании репертуара русской периодической печати. Здесь обеспечена нужная преемственность, хотя полного свода в виде, скажем, многотомного издания по образцу труда Н.М.Лисовского тоже нет. Вообще не решается еще более трудная задача - репертуар публикаций в российской периодике. Сейчас, в условиях современной информационной технологии, эта проблема также может быть эффективно решена.

Россия уже с дореволюционных времен активно участвовала в международном библиографическом сотрудничестве, начиная с деятельности Международного библиографического института в Брюсселе. В настоящее время большинство программ такого сотрудничества осуществляется при ЮНЕСКО. И важно, чтобы участие в них нашей страны активизировалось, что, естественно, плодотворно скажется и на развитии русской библиографии. Особенно это существенно в плане грядущей тотальной компьютеризации информационной деятельности. В этом отношении мы несколько отстали, поэтому должны принимать как данное свое участие в системах "Интернет", "Юнимарк" и др. Главное, чтобы с учетом нашей российской действительности довести до конца создание своей национальной системы - ГСНТИ. И последнее: до сих пор не существует специальной подготовки кадров библиографов с высшим образованием. Обычно библиография входит в учебные планы других специальностей - издательских, книготорговых, библиотечных и прочих работников. На наш взгляд, именно компьютеризация информационных процессов в современном обществе еще в большей мере требует специалистов, знающих и умеющих эффективно и качественно осуществлять логическую переработку документальной информации, готовить соответствующие библиографические пособия, вести все виды библиографического обслуживания. Поистине: тот, кто владеет библиографией, владеет информацией, кто владеет информацией - владеет миром.

- 204.50 Кб

Министерство культуры Российской Федерации

Кемеровское областное училище культуры

Предметно-методическая комиссия библиотечных дисциплин

Библиографическое информирование: организация и методика.

Курсовая работа.

Научный руководитель

Дранезо Е.Г.

Выполнила:

Студентка з/о 4 курс, гр. «А»

Воропаева С.Н.

Кемерово

ВВЕДЕНИЕ

Постепенный переход к информационному обществу выдвигает на первый план проблемы обучения каждого члена общества основным принципам работы с информацией, и доведение ее до людей в наиболее полной и достоверной форме. Все ускоряющийся процесс создания новой информации в различных ее формах делает все более сложным быстрое продвижение ее до непосредственных потребителей. Актуальность проблемы библиографического информирования напрямую связана с возрастающим объемом печатной продукции, все сложнее становится отслеживать появляющиеся новинки и своевременно доводить информацию о них до непосредственных потребителей.

Библиографическая деятельность, взятая в целом, организационно раздроблена, органически включена в разные сферы общественной деятельности, обеспечивающие функционирование системы документальных коммуникаций,- в библиотечное, редакционно-издательское, архивное дело, в книжную торговлю, в деятельность книжных палат, в научно-информационную деятельность. В рамках этих видов деятельности, в специфических для каждого из них формах, главным образом и осуществляется практическая библиографическая деятельность. Использование библиографического информирования в книготорговом деле, позволяет отслеживать интересы покупателей и ассортимент предлагаемой книжной продукции 1 .

Несмотря на актуальность темы, она, на мой взгляд, недостаточно освещена в специальной литературе. Основные положения библиографической деятельности в своих работах «Методика подготовки к печати библиографических материалов» и «Система текущей библиографической информации и вопросы координации» сформулировала Татьяна Исааковна Шейнина 2 .

Целью данной работы является не всеобъемлющий анализ проблемы, а рассмотрение лишь одного из процессов библиографической деятельности – библиографического информирования.

Основными источниками при написании курсовой работы послужили работы Коршунова О. П. «Библиография: теория, методология, методика» и «Библиографоведение: общий курс»; учебник Коготкова Д. Я. «Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология»; «Справочник библиографа» под научной редакцией А. Н. Ванеева и В. А. Минкиной и ряд других работ.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

  • изучить специальную литературу по данному вопросу;
  • обобщить взгляды на понятие «библиографическое информирование»
  • рассмотреть основные способы организации работы по библиографическому информированию;
  • проанализировать методики распространения библиографической информации;
  • сделать выводы и предложить свои рекомендации.

Глава 1. Процессы библиографической деятельности

1.1 Процессы библиографической деятельности

Практической библиографической деятельности свойственны два основных, частично совмещающихся процесса: библиографирование документов и библиографическое обслуживание потребителей информации.

Библиографирование представляет собой процесс производства (подготовки) документально фиксированной библиографической информации в форме библиографических пособий. Процесс библиографирования включает:

  1. преобразование (отражение) первичного документального массива или потока посредством его библиографической обработки в исходную библиографическую информацию поискового или коммуникативного назначения;
  2. целенаправленную переработку исходной библиографической информации, ее оценку в соответствии с конкретными потребностями или запросами.

Второй момент или этап библиографирования одновременно свойствен и библиографическому обслуживанию, он как бы совмещает два основных процесса библиографической деятельности, обнаруживая их органическую взаимосвязь. Специфическим процессом библиографического обслуживания является непосредственное доведение библиографической информации до потребителей.

Охарактеризованная процессная структура библиографической де ятельности графически представлена на рис. 1.

В целом можно сказать, что процесс библиографирования предшествует и сопутствует процессу библиографического обслуживания, образуя необходимую библиографическую основу последнего.

Исходной основой процессов библиографирования, библиографического обслуживания и самообслуживания является библиографический поиск. Он тесно связан с поисковой функцией библиографической информации и выражает, по существу, технологический аспект ее практической реализации.

Процесс библиографирования зависит, с одной стороны, от объема, формы и содержания его непосредственных документальных объектов, с другой - от конкретных целевых и читательских установок создаваемой библиографической информации.

Библиографическое обслуживание осуществляется в двух основных «режимах»: справочно-библиографическом и библиографического информирования.

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) состоит в приеме запроса потребителя на информацию и выдаче ему ответа на запрос. Наличие разового запроса и ответа (работа в режиме «запрос - ответ») - характерная и обязательная черта СБО. Таким образом, в наиболее общей форме сущность СБО в библиотеке заключена в отношении «запрос потребителя - ответ библиографа», в котором первый элемент является исходным пунктом, второй - конечным результатом процесса.

Второй «режим» библиографического обслуживания заключается в регулярном доведении до потребителей библиографической информации без запросов или же на основе долгосрочных запросов. Учитывая это, основными формами библиографического информирования являются бюллетени новых поступлений в библиотеку, обзоры литературы, организуемые библиотеками «Дни специалиста», «Дни информации» или другие аналогичные мероприятия 3 .

1.2 Общие вопросы библиографического обслуживания

Библиографическое обслуживание, исходя из современного понимания термина, возникло в библиотеках недавно, если иметь в виду их многовековую историю. В настоящее время оно стало важнейшим участком работы библиотек различных типов.

Автоматизация библиографических процессов, создающая возможности прямого доступа к информационным ресурсам других библиотек (включая и зарубежные), повышает роль этого направления в деятельности библиотек по более полному удовлетворению информационных потребностей читателей. Одновременно возрастают требования к профессиональной подготовке кадров, занимающихся библиографическим обслуживанием 4 .

В специальной литературе, наряду с термином «библиографическое обслуживание», встречается термин «информационное обслуживание», являющийся более широким (родовым) понятием по отношению к термину «библиографическое обслуживание». В настоящее время оба эти термина закреплены в межгосударственном терминологическом стандарте 7.0-99. Под информационным обслуживанием понимается «обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг». Библиографическая информация является одной из разновидностей информации, обеспечение которой потребителей определено в том же стандарте как библиографическое обслуживание.

Из определения термина «информационное обслуживание» следует, что к числу информационных органов и служб относятся и библиотеки, располагающие огромными документными ресурсами, предназначенными для удовлетворения информационных потребностей всех групп читателей. Кроме этих терминов в печати иногда употребляются термины «информационное обеспечение», «библиографическое обеспечение», которые не являются синонимами упомянутых выше терминов. В том же межгосударственном стандарте этим терминам дается следующее определение:

  • «информационное обеспечение: Совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения»;
  • «информационно-библиографическ ое обеспечение: Совокупность информационно-библиографически х ресурсов и услуг для удовлетворения долговременных потребностей в информации».

Следовательно, информационно- библиографическое обеспечение также является разновидностью обеспечения информационного. При этом кроме самого процесса доведения библиографической информации (предоставления услуг), непременной составляющей является наличие соответствующих ресурсов, их совокупность, необходимая для удовлетворения долговременных информационных потребностей. Такие долговременные информационные потребности присущи, например, коллективу научных исследователей (лаборатории, отдела), работающему над конкретными научными темами.

Так, для универсальных библиотек к числу главных факторов, определяющих характер осуществляемого ими библиографического обслуживания, относятся, прежде всего, культурно-экономический профиль региона, наличие на обслуживаемой территории библиотек других систем и ведомств, а также органов НТИ, контингент читателей. Для специальных библиотек предприятий, акционерных обществ, организаций существенное значение имеет профиль этих предприятий и организаций, наличие (или отсутствие) в их структуре информационного органа. Поэтому даже в пределах одного типа библиотек (например, государственных ЦБС) характер библиографических услуг, содержание библиографического обслуживания будут различны. Одним из видов этого обслуживания является библиографическое информирование, определяемое в упомянутом ранее межгосударственном стандарте как «систематическое обеспечение библиографической информацией абонента в соответствии с его долговременно действующим запросом». В свою очередь оно подразделяется на три разновидности: индивидуальное, групповое и массовое информирование.

Первые две из названных относятся к дифференцированному библиографическому информированию, а последнее - к недифференцированному (массовому). Иначе говоря, дифференцированное информирование осуществляется с учетом информационных потребностей индивида или группы потребителей со сходными (близкими) информационными потребностями, а недифференцированное (массовое) - без учета этих потребностей широкого круга потребителей, как определено в стандарте - по социально значимым темам 5 .

Следует подчеркнуть, что необходимым условием повышения качества и эффективности всех форм библиографического обслуживания является постоянная обратная связь с потребителями информации.

Глава 2 Библиографическое информирование

2.1 Библиографическое информирование

2.1.1 Общие вопросы библиографического информирования

Библиографическое информирование в условиях библиотеки означает регулярное доведение до потребителей библиографической информации без запросов или в соответствии с долговременно действующими запросами.

В настоящее время большое внимание уделяется дифференцированному библиографическому информированию. Задача его заключается в том, чтобы регулярно обеспечивать руководящий состав, специалистов, работающих в научных учреждениях, проектно-конструкторских организациях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в учебных заведениях, финансовых и коммерческих структурах, сведениями о новых документальных источниках информации, необходимых для их профессиональной деятельности. Следить за появлением этих источников самим специалистам с каждым годом становится все труднее. Самостоятельный поиск нужной информации требует больших затрат времени (составляет иногда 30-40% общего рабочего времени специалиста).

Многие потребители научной и технической информации с трудом меняют привычные способы получения информации, которые обычно складывались в годы формирования их как специалистов. Поэтому библиотека, предлагая услуги, должна обеспечить их качество с тем, чтобы завоевать доверие к новым формам обслуживания.

Дифференцированное библиографическое информирование отличается вместе с тем большой трудоемкостью (особенно индивидуальное), что не позволяет распространить данный вид обслуживания на всех потребителей информации. Это относится не только к крупным универсальным научным библиотекам, но и к библиотекам других типов. Поэтому оно применяется в основном как форма приоритетного обслуживания отдельных категорий абонентов. Предпочтение, оказываемое определенным группам читателей, вызвано, прежде всего, ограниченными возможностями библиотеки любого типа. В силу этого возникает необходимость, в зависимости от конкретных условий, выделить круг абонентов, пользующихся услугами библиотеки на приоритетных началах. Состав и количество таких абонентов определяется исходя, прежде всего, из ведомственной принадлежности библиотеки и возложенных на нее задач, а также из штата сотрудников и информационных ресурсов.

Краткое описание

Целью данной работы является не всеобъемлющий анализ проблемы, а рассмотрение лишь одного из процессов библиографической деятельности – библиографического информирования.
Основными источниками при написании курсовой работы послужили работы Коршунова О. П. «Библиография: теория, методология, методика» и «Библиографоведение: общий курс»; учебник Коготкова Д. Я. «Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология»; «Справочник библиографа» под научной редакцией А. Н. Ванеева и В. А. Минкиной и ряд других работ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Процессы библиографической деятельности 5
1.1 Процессы библиографической деятельности 5
1.2 Общие вопросы библиографического обслуживания 7
Глава 2 Библиографическое информирование 10
2.1 Библиографическое информирование 10
2.1.1 Общие вопросы библиографического информирования 10
2.1.2 Технология дифференцированного библиографического информирования 13
2.2 Избирательное распространение информации (ИРИ) 17
2.2.1 Общие вопросы системы ИРИ 17
2.2.2 Требования к системе ИРИ 18
2.2.3 Функционирование системы ИРИ 21
2.2.3 Обратная связь и эффективность библиографического информирования в системе ИРИ 23
2.3 Массовое библиографическое информирование 25
2.2.1 Списки новых поступлении в библиотеку как форма массового информирования 25
2.3.2 Другие комплексные формы информирования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Излагаются основы организации функциональных видов библиографии и методики составления библиографических пособий, библиографического поиска, систематизации и обслуживания.

Глава 14. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Первоочередное внимание уделено определению самого базового понятия, характеристике основных видов, методов, форм и средств библиографического обслуживания.



14.3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ

Согласно ГОСТ 7.0-84 библиографическое информирование (БИ) определяется как "систематическое обеспечение библиографической информацией в соответствии с долговременно действующими запросами и (или) без запросов". В библиографической литературе можно встретить и еще один термин - "информационно-библиографическое обслуживание" [Библиография: Общий курс. 1981. С. 447-462]. Оба термина неудачны. Выручает лишь сам критерий не разового, а долговременного или постоянного запроса. Другая особенность БИ связана с характером самого потребителя. В ГОСТ 7.0-84 выделены три разновидности БИ в зависимости от категории потребителя. Индивидуальное БИ осуществляется с учетом индивидуальных информационных потребностей, т.е. постоянно действующего запроса отдельного потребителя. Групповое БИ - по запросу группы потребителей, выделенной по определенному признаку, члены которой имеют близкие по содержанию информационные потребности. Массовое БИ ориентировано на широкий круг потребителей информации.

В учебной литературе [см., напр.: Библиография: Общий курс. 1981. С. 447-473; Библиографическая работа в библиотеке. С. 134-165] указанные три разновидности БИ объединяют в две: недифференцированное (массовое) и дифференцированное (индивидуальное и групповое). С учетом специфики рассмотрим их отдельно.

Одной из самых распространенных форм массового БИ является издание информационных бюллетеней, в которых сведения о поступивших в библиотеку (орган НТИ) изданиях располагают в определенном порядке (чаще всего систематически). Главное, чтобы эти бюллетени обеспечивали оперативность обслуживания и сводили к минимуму информационный интервал (время от поступления изданий в библиотеку до отражения их в очередном номере бюллетеня). Оптимальным считается ежемесячное издание бюллетеней с информационным интервалом, не превышающим полутора месяцев.

Однако не все библиотеки и органы НТИ имеют возможность издавать такие бюллетени. Поэтому соответствующие списки новых поступлений вывешивают у стола выдачи литературы. Или заменяют списки картотекой, размещая ее на столе выдачи либо рядом с каталогами. Другой выход из положения - использование средств массовой информации: местной периодической печати, радио- и телепередач. Главное, чтобы это носило постоянный характер, использовались известные потребителю рубрики типа "Книжная полка", "Новые книги", "Ученый, который знает все" (о реферативных журналах).

Эффективной формой ознакомления с новыми поступлениями является проведение "Дней информации", "Дней специалистов", выставок-просмотров. Регулярность проведения "Дня информации" зависит от объема новых поступлений. Поэтому устанавливается заранее какой-либо день в неделю, 2-3 раза в месяц, один раз в месяц. "День специалиста" организуется для определенных категорий потребителей - экономистов, учителей, инженеров и т.д. Выставки-просмотры организуются не только для показа новых поступлений, но и на определенную ретроспективу. Важно, что указанные мероприятия сопровождаются консультациями, устными обзорами и т.п.

Следует также учитывать роль, которую играют в массовом БИ издания текущей библиографии: летописи и ежегодники РКП, издания библиографической информации, экспресс-информации, реферативной информации (особенно РЖ) органов ГСНТИ и др. Тем более что на эти издания существует подписка и при желании потребитель может заказать полнотекстовую копию, перевод интересующего его документа.

Сущность дифференцированного БИ заключается в том, чтобы обеспечить для специалистов возможность постоянного слежения за вновь появляющейся литературой с минимальными затратами времени, предоставляя им сведения обо всех нужных источниках информации с необходимой степенью полноты. Определяющим моментом для такого БИ является установление круга обслуживаемых специалистов, выявление их информационных потребностей с учетом не только тематического профиля их интересов, но и должностного, функционального статуса, научно-производственной и информационной активности, этапности выполнения научных исследований и специфики производства, образовательной подготовки, индивидуально-психологических особенностей и т.д.

Обычно запрос на информацию формулирует сам потребитель, заполняя специально для этого предназначенный опросный лист. Практика многих библиотек и служб НТИ подтвердила целесообразность ведения двух особых картотек. Одна - алфавитная картотека абонентов - содержит сведения о каждом из них (место работы, должность и т.п.) и названия заявленной темы или тем. Она предназначена для учета абонентов и посылаемых им извещений о литературе. Вторая - алфавитно-предметная картотека запросов - состоит из карточек с названиями тем и перечнем лиц, которых данная тема интересует. С ее помощью собирают литературу по каждой теме и определяют абонентов, которым необходимо направить оповещение.

Способы оповещения различны в зависимости от конкретных условий и возможностей. Обычно посылаются письменные сообщения на специальных бланках, используется телефон. Применяются и специальные картотеки-накопители, шкафы с ячейками для каждого индивидуального или группового потребителя. В этом случае важно наладить регулярное посещение абонента соответствующей библиотеки или органа НТИ. Абонент знакомится с накопленной информацией и делает заявку на заинтересовавшие его документы, может уточнить свой запрос.

Наиболее прогрессивной формой дифференцированного БИ считается система избирательного распространения информации (ИРИ). Основное ее свойство - наличие постоянных запросов потребителей и обратной связи между потребителями и библиографической службой. В настоящее время действуют как ручные, так и автоматизированные системы ИРИ. Ручные системы обслуживают небольшое число абонентов (30-50) на основе специально разработанного рубрикатора (перечня тем), в совокупности охватывающего определенную узкую область знания. Потребители отмечают в нем те рубрики, которые соответствуют их профессиональным информационным потребностям. Обычно каждой предметной рубрике присваивается условный цифровой код, которым индексируются и запросы, и вводимые в систему документы. Это облегчает определение необходимого числа карт для рассылки абонентам.

Этот же принцип положен в основу автоматизированных систем ИРИ. Отличие заключается в том, что сформулированные на естественном языке запросы переводятся на ИПЯ данной системы (в большинстве случаев дескрипторный) и вводятся в память машины, образуя массив поисковых образов запросов (ПОЗ). Вводимые в систему библиографические описания документов также индексируются на том же ИПЯ и образуют массив поисковых образов документов (ПОД). Машина производит сравнение ПОЗ и ПОД и в случае их совпадения на выходном устройстве печатает на естественном языке библиографическую информацию в виде списка документов с указанием абонентов, которым он должен быть направлен.

Система ИРИ обслуживает как индивидуальных, так и коллективных абонентов. Но считается, что именно обслуживание индивидуальных абонентов является основной задачей системы ИРИ, поскольку только в этом случае могут проявиться все преимущества этих систем. Для обеспечения полноты и точности БИ потребителям направляются сигнальные карты с аннотированными или реферативными библиографическими списками. Из копий таких карт комплектуются картотеки, необходимые для последующего отбора запрашиваемых абонентами первоисточников и для использования в других видах БИ (например, ретроспективного). Вместе с сигнальными картами как их составная часть абонентам направляется талон обратной связи для оценки ими получаемой информации. В каждой системе ИРИ эти оценки разрабатываются с учетом особенностей ее функционирования, а также специфики тех организаций, в которых такие системы внедряются.

В самом общем виде эти оценки ранжируются следующим образом (предлагается обвести кружком нужную цифру):

5 - ценная, будет использована в работе, внедрена;

4 - представляет интерес;

3 - известна ранее, из других источников;

2 - не представляет интереса;

1 - не соответствует теме запроса;

0 - необходима копия первоисточника, перевод.

Абонент, отметив одну из оценок, возвращает талон обратной связи в библиографическую службу, где он становится основанием для определения показателя точности (релевантности) БИ, выявления необходимости в корректировке планов комплектования фондов, уточнения постоянного запроса и т.д. Эффективность использования системы ИРИ не означает, что все другие формы БИ не должны быть задействованы. Важно использовать все возможное разнообразие библиографического обслуживания в оптимальном комплексе.

Библиографическое обслуживание является заключительным этапом в процессе библиографической деятельности. Теперь начинается новый цикл ее, где библиография в лице своих служб выступает в качестве обратной связи для производства новой библиографической информации в целях удовлетворения возникающих информационных потребностей.

Запросы читателей социально-гуманитарной тематике удовлетворяются как в процессе выполнения библиографических справок, так и путем библиографического информирования. В тех случаях, когда библиографические потребности вызваны непрофессиональной деятельностью, библиографическое обслуживание по общественно-политическим темам преследует цели прямой рекомендации, руководства чтением. Оно ведется не только в библиографическом, но и в других отделах библиотеки: на абонементе, в читальных залах, в методическом отделе и др. Как правило, массовые мероприятия сопровождаются библиографической информацией. Так, на выставке по актуальным общественно-политическим темам часто проводится библиографический обзор, составляются картотеки книг, на них представленных или содержащих более широкий круг литературы по теме, базы данных. В методических материалах, подготавливаемых для библиотекарей к политическим кампаниям, знаменательным датам и по другим темам, имеются рекомендательные списки.

Характер выполняемых библиографических справок и информирования зависит от типа библиотеки и ее основных задач. Крупнейшие информационные центры и библиотеки обслуживают центральные государственные органы управления, общественные организации, научные коллективы, отдельные исследователи, идеологические кадры. Их деятельность в этой области выражается как в формировании системы научно-вспомогательных и рекомендательных пособий, так и в непосредственном библиографическом обслуживании по общественно-политической тематике.

Дифференцированное библиографическое обслуживание различных групп читателей осуществляют отраслевые информационные центры и библиотеки. При этом выделяются не только самые актуальные проблемы и темы, но и группы, нуждающиеся в приоритетном обслуживании: руководители предприятий, ведущие специалисты, рационализаторы. Шире всего эта работа ведется по экономической тематике, праву.

Информирование по темам межотраслевого характера, а также выполнение справок социально-гуманитарной тематики, предполагающих обращение к более старым фондам, ведется крупнейшими научными универсальными библиотеками.

В научных, вузовских библиотеках, централизованных библиотечных системах осуществляется массовое, групповое и индивидуальное библиографическое информирование. При организации этой работы необходимо использовать возможности координации и кооперации отделов одной библиотеки, а также различных учреждений и организаций.



Наиболее широко развито групповое информирование. Так, вузовские библиотеки готовят бюллетени новых поступлений для кафедр общественных наук. Библиотеки предприятий – для планового отдела, отдела труда и заработной платы и др.

Публичные библиотеки осуществляют информирование, уделяют особое внимание дифференцированному (групповому) информированию по общественно-политической тематике молодежи, а также некоторых других демографических групп (женщин и др.).

Групповое информирование может быть более или менее дифференцированным. Так, при информировании обычно учитывается дифференциация деятельности по тематике, уровень методической подготовки, а также составу слушателей. Как правило, выделяется группа, не имеющих еще достаточного опыта и требующих поэтому особого внимания. Обычно эта подгруппа выделяется и при проведении библиографических уроков и других групповых занятий. Может быть дифференцирована и информация в помощь учителям обществоведения: целесообразно выделить для информирования группу молодых учителей, а также группу учителей, возглавляющих музеи, руководителей клубов. При этом информация должна вестись не только по содержанию их работы, но и по методике собирания и хранения документов и памятников материальной культуры, по методике идеологического воспитания.

Многие библиотеки в качестве абонентов групповой информации выделяют работников местных органов управления, депутатов местных Советов. В этой группе также можно выделить разные подгруппы.

Информирование студентов осуществляется с целью оказания им помощи в изучении общественных наук, выполнении курсовых и дипломных работ. Чаще всего такое информирование ведется в форме постоянно пополняющихся картотек по общественным наукам, изучаемым в данном вузе. Некоторые вузовские библиотеки оказывают помощь студентам и в их внеучебной деятельности, осуществляя систематическое информирование.

Групповое информирование ведется обычно на основе картотек его абонентов, в которых учитывается тематика запросов и такие характеристики, как уровень образования и стаж работы, специализация и др.

В библиотеках предприятий и учреждений можно наиболее четко определить тематику группового информирования, выделить группы его абонентов, применить наиболее эффективные формы (ИРИ и др.). Информация в них ведется обычно на основе специальных карт, в которых учитываются профиль предприятия, его отделов и служб, планы социально-экономического развития предприятия, производственной учебы его кадров, направления культурно-массовой работы и т. д. Анализ таких карт дает возможность определить наиболее целесообразное по тематике и назначению информирование, максимально приближенное к задачам конкретного коллектива.

Индивидуальная информация рассчитана на отдельных читателей, пользующихся приоритетным обслуживанием.

Оно ведется и в режиме избирательного распространения информации (ИРИ), дифференцированного (ДОР) и тематического (ТОР) обслуживания руководителей.

Абонентами ИРИ могут быть как отдельный специалист, так и группа лиц. Совершенствовать систему ИРИ позволяет „обратная связь", в ходе которой библиограф узнает, как оценивает потребитель полноту, точность и другие параметры информации.

Информирование в режиме ДОР или ТОР предусматривает обеспечение руководящих кадров материалами, содержащими не просто списки литературы, а результаты анализа и обобщения большого количества документов, выводы и предложения, предназначенные для принятия на их основе конкретных управленческих решений или другой деятельности. Требования к подобному информированию – высокая степень обобщенности, новизна, полнота и в то же время лаконичность информации. Обычно дается информация не только об основных проблемах, тенденциях развития науки или практики, но и прогностическая информация, сводные статистические сведения и т. д. Формы ДОР – аналитические справки и обзоры, рефераты и библиографические обзоры (списки), фактографические справки, прогностические обзоры, ежегодные доклады о наиболее важных отечественных и зарубежных научных достижениях. Нередко формируются тематические досье, содержащие сами документы или их копии (например, по мировой экономике, об экономических показателях отрасли и т. д.).

Системы ДОР и ТОР получили наибольшее распространение в органах НТИ.

Важно учитывать, что информационные потребности одного и того же лица могут обеспечиваться разными информационными центрами. Так, например, по теме своего исследования читатель является абонентом ИРИ или ДОР в специальной библиотеке или отраслевом информационном центре. В то же время его потребности будут удовлетворяться публичной библиотекой.

Массовое (недифференцированное) информирование не ориентировано на определенную группу читателей. Оно является одним из средств популяризации литературы, поступающей в библиотеки. Формы массового информирования – подготовка бюллетеней новых поступлений, дни информации, дни специалиста, выставки, библиографические обзоры, открытые просмотры.

В последнее время широкое развитие получили комплексные формы и методы популяризации литературы социально-гуманитарного комплекса, которая сопровождается библиографическим информированием.

Комплексные формы информирования о документах по социально-гуманитарной тематике применяются для более подготовленных пользователей. В этих случаях необходимо учитывать групповую дифференциацию информационных потребностей его адресатов. Часто подобные мероприятия проводятся в процессе повышения квалификации этих читателей. Библиотеки предприятий и учреждений проводят Дни специалиста, которые адресованы обычно инженерно-техническим работникам и другим специалистам. Однако в библиографической информации, предназначенной этим группам читателей, всегда приводится значительная часть общественно-политической и экономической литературы. Внимание к экономическим и социокультурным аспектам вызвано тем, что любой специалист должен быть ознакомлен с новыми документами по проблемам управления, по экономике отрасли, этике и социальной психологии и многими другими общественно-политическими книгами и статьями.

Нередко библиотечные работники используют комплексные мероприятия для пропаганды библиотечно-библиографических знаний. Проводятся консультации («Методика поиска...», «Методика ведения личной картотеки» и др.), практические занятия по использованию основных библиографических и справочных пособий, БД.

Библиографическое информирование, ориентированное на широкий круг потребителей информации.

Главная цель – содействие общему образованию и самообразованию пользователей, может проводиться совместно с другими организациями. При массовом библиографическом информировании применяются различные формы информирования читателей о новой литературе, об интересных мероприятиях, подготавливаемых библиотекой.

Формы массового информирования

Дни информации

Выставки-просмотры

Библиографические обзоры

Библиографические издания (бюллетени, списки)

Картотеки новых поступлений

Информация в СМИ

Выставки и открытые просмотры новых поступлений, знакомят читателей с различными изданиями (книгами, журналами, электронными инф. изданиями), поступившими в библиотеку за определенный период времени.

Картотека тем

v темы индивидуального библиографического информирования (по алфавиту);

v темы группового библиографического информирования (по алфавиту);

v темы индивидуального библиографического информирования по непрофессиональной тематике (по алфавиту)

№п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во доку ментов Кол-во востреб. док №п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во доку ментов Кол-во востреб. док
№п/п Дата инфор-мирования Кол-во документов Кол-во востреб. док №п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во документов Кол-во востреб. док

Выставки – просмотры являются постоянными, но представленный материал должен постоянно обновляться. Продолжительность их устанавливается библиотекарем с учетом регулярности поступления новинок и их количества.

Устные библиографические обзоры могут быть как самостоятельными, так и служить дополнением к выставкам новинок. В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных изданиях.

В качестве наглядного информационного материала могут служить плакаты типа «Новая книга», «Об этой книге спорят», «Наши новинки», «Интересно почитать» и т.д.

День информации – это комплексная форма библиографического информирования, который может быть полностью посвящен новинкам по всем отраслям знания , в том числе информационные и библиографические, аудиовидеоматериалы, компакт-диски и прочие.

В программу Дня информации включается :

v выставка просмотр новых поступлений,

v устный библиографический обзор

v беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями, сбор заявок от читателей.

Дни информации могут быть тематическими. Например: «Зеленая аптека», «Терроризм, вчера, сегодня, завтра», «Растем и играем» и т.д.

v подбирается литература по теме,

v организуются выставки и открытые просмотры,

v проводятся тематические обзоры,

v приглашаются специалисты для консультаций,

v применять игровые формы (если они уместны),

v оформляются заказы на книги, журналы и др. издания.

День специалиста – это комплексная форма обслуживания, Организуется для специалистов определенной категории (экономистов, учителей и т.д.).

Если День специалиста проводится для данной категории работников впервые, подбор литературы осуществляется ретроспективно, при повторном проведении – ограничиваются новыми поступлениями.

Программа ДС может предусматривать:

v доклады, обзоры, сообщения, лекции специалистов профиля, соответствующего мероприятию;

v обмен опытом, обсуждение профессиональных проблем, консультации;

v обсуждение публикаций из периодических изданий;

v выставку-просмотр литературы по специальности;

v обзор специальной литературы;

v презентацию баз данных;

v просмотр видеофильма (слайдов);

v сбор заявок на копирование документов либо на получение их по МБА или через сервис ЭДД

5. Специальность

6. Место работы, должность

7. Адрес, телефон (домашний, рабочий)

8. Название темы (тем), по которым требуется информирование

9. Цель информирования (работа, учеба, интерес)

10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно

11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги, отдельные статьи и др.)

12.Периодичность информации (ежеквартально, ежемесячно, по мере поступления документов).

Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.

Формирование картотеки

В картотеке абонентов выделяют следующие основные разделы:

v абоненты индивидуального библиографического информирования (в алфавите фамилий);

v абоненты группового библиографического информирования (в алфавите названий предприятии и организаций, а внутри - по алфавиту фамилий абонентов);

v абоненты библиографического информирования по непрофессиональной тематике (в алфавите фамилий);

организаций, муниципальных служащих, специалистов сферы культуры и искусства, здравоохранения, образования, предпринимателей (малый и средний бизнес), других абонентов (лиц, зарегистрированных библиотекой в качестве таковых в специальной картотеке индивидуального библиографического информирования).

Необходимо выявить потенциальных абонентов, подготовить рекламно-информационные материалы об услуге информирования (устное сообщение, информационное письмо, рекламный буклет, электронная презентация, флаер и др.)

Информирование может осуществляться по телефону, электронной почте, факсу, СМС, соцсети, скайп, QIPи др. на специальных бланках или информационных листах в виде списка библиографических записей, могут сопровождаться справочной аннотацией и информационным текстом.

Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.

Для определения тем информирования может использоваться «Анкета абонента индивидуального библиографического информирования»:

2. Год рождения

3. Образование

4. Профессия

Библиотеки осуществляют правовое просвещение населения, распространяя информацию о документах органов местного самоуправления законодательного и нормативного характера. В этих целях создаются центры правовой информации, где собираются нормативные акты, постановления и распоряжения органов местной власти. Могут создаваться тематические папки, например: «Местное самоуправление», «Социальная информация региона».