Теоретические и образовательные аспекты библиотечной деятельности в высшей школе. Основы библиотечной деятельности Библиотечно информационная деятельность что

Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М. Я. Дворкина. – М. : «Издательство ФАИР», 2009. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

Впервые комплексно исследуется библиотечно-информационная деятельность, дается анализ ее эволюции в традиционной и электронной среде. Данная деятельность рассматривается с позиций системно-деятельностного, эволюционного и синергетического подходов. Характеризуются ее сущность, структура, виды, технологические и организационные вопросы, инновационные процессы. Библиотечно-информационная деятельность представлена в контексте управления знаниями.

Книга предназначена для библиотековедов, специалистов библиотек, может быть использована в качестве учебного пособия при изучении дисциплин «Введение в специальность», «Библиотековедение: общий курс» и специального курса «Библиотечно-информационная деятельность теория: технология, организация».


Введение
Библиотечно-информационная деятельность как научная проблема
Раздел 1. Основы теории, технологии и организации библиотечно-информационной деятельности
1.1 Сущность и структура библиотечно-информационной деятельности. Библиотечно-информационная деятельность среди других видов человеческой деятельности 19
1.2 Виды библиотечно-информационной деятельности 58
1.3 Технологические процессы. Методика библиотечно-информационной деятельности 98
1.4. Организация библиотечно-информационной деятельности 108
Раздел 2. Эволюция библиотечно-информационной деятельности
2.1 Основные этапы, тенденции и механизмы развития библиотечно-информационной деятельности 125
2.2 Особенности библиотечно-информационной деятельности в электронной среде 160
2.3.Библиотечно-информационная деятельность и управление знаниями 205
Заключение 220
Список использованной литературы 232
Предлагаемые определения некоторых терминов 339
Предметный указатель 241

Введение
Библиотечно-информационная деятельность к научная проблема

В профессиональной литературе достаточно широко используется понятие «библиотечная деятельность». Однако его определения нет в ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», хотя понятие «библиотечная деятельность» присутствует в самом названии ГОСТа в термине «информационно-библиотечная деятельность», а понятия «библиографическая деятельность» и «научно-информационная деятельность» в том же ГОСТе дефинируются.

В терминологическом словаре «Библиотечное дело» (РГБ, 1997) библиотечная деятельность рассматривается как «область социогуманитарной деятельности по удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей населения посредством библиотек» . Здесь дефиниция термина «библиотечная деятельность» дается через более широкую деятельность, что показывает ее направленность на удовлетворение ряда потребностей населения (которые, кстати, удовлетворяют и многие другие учреждения: учебные заведения, театры, кино, музеи и т. п.), но не раскрывает хотя бы в общих чертах, как это делает библиотека, в чем специфика этой деятельности. Но в этом же словаре имеется и другой термин «библиотечная работа», в определении которого показана специфика: «выполнение различных технологических процессов (комплектования, обработки и хранения документов, ведения каталогов, баз и банков данных, разнообразных форм обслуживания и др.) в библиотеке». Поскольку словари русского языка рассматривают понятия «деятельность» и «работа» почти как синонимы, отнесем определение «библиотечной работы» и к понятию «библиотечная деятельность».

В «Библиотечной энциклопедии» (2007) представлена статья И.В. Лукашова о библиотечной деятельности, где последняя рассматривается в широком смысле как «любые индивидуальные или общественные инициативы, действия по созданию библиотек и организации их работы» и в профессиональном плане как «работа библиотекаря по формирования сети библиотек, библиотечного фонда, других информационных ресурсов и представлению их пользователям библиотеки». Как вспомогательные направления библиотечной деятельности автор характеризует научно-исследовательскую, научно-методическую работу, библиотечно-библиографическое образование. В энциклопедии имеется еще дефиниция понятия «библиотечная работа», дающая отсылку к термину «библиотечная деятельность», повторяющая сведения о видах деятельности и процессах, изложенные в статье И.В. Лукашова, и дополнительно рассматривающая библиотечную работу как библиотечный труд.

Анализ литературы свидетельствует о том, что при наличии значительного числа работ по отдельным видам и аспектам библиотечной деятельности, исследования ее как целостности отсутствуют. Так сложилась история библиотековедения, что огромный интерес к общетеоретическим вопросам деятельности в психологии (особенно в 1960–1970-е гг.), философии (1980-е гг.), отражение этого интереса в библиографоведении (монографии М.Г. Вохрышевой «Библиографическая деятельность: структура и эффективность (1989), Н. А. Слядневой «Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного анализа» (1993)), в библиотечной науке не нашел отклика. Библиотековедение в общетеоретическом плане сосредоточилось на объектах – документах, читателях, общих для этой науки и смежных наук (назовем это направление исследований элементным, или объектным, подходом), а деятельностные характеристики изучало на уровне конкретных дисциплин – формирование библиотечного фонда, аналитико-синтетическая обработка документов, обслуживание читателей (ранее использовался термин «работа с читателями»), управление библиотеками (ныне – библиотечный менеджмент), библиотечная работа с детьми, библиотечное обслуживание инвалидов и др.

Чем отличается библиотечная деятельность от других видов деятельности – этот вопрос теоретически не ставился. В 1995 г. В.П. Леонов пытался представить в одной работе все библиотечные процессы (так называемый процессный подход в библиотековедении), однако общие их черты и отличия не были выявлены, к тому же процесс не тождествен деятельности, о чем будет сказано далее.

Между тем, целостное видение библиотечной деятельности имеет большое значение для профессии. Оно позволяет получить общее представление о библиотечной специальности, дает возможность идентифицировать ее и отличить то, что является другим видом деятельности. Сегодня это актуально прежде всего потому, что в библиотеках возникают новые виды деятельности, связанные с автоматизацией, внедрением современных информационных технологий. Целостное видение библиотечной деятельности необходимо для управления всем многообразием ее видов, организационных структур, разработки их классификации, ответа на вопрос о сохранении или изменении сущности этой деятельности в связи с технологическими и социокультурными переменами. Таким образом, целостный взгляд на библиотечную деятельность может выступить как метод для оценки будущего библиотеки.

Анализ библиотечно-информационной деятельности в целом необходим и потому, что в государственном образовательном стандарте зафиксирована специальность «Библиотечно-информационная деятельность», но это понятие не раскрыто.

Методологической основой данной работы выступает системно-деятельностный подход, который наиболее адекватен при исследовании структуры деятельности, взаимосвязей ее элементов. При этом имеются в виду разные взгляды на деятельностный подход, сформировавшийся во второй половине ХХ в. , и его критика. Так, в отличие от психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкий подчеркивал, что «в реальном мире... деятельность и действие могут и должны существовать только вместе с мышлением и коммуникацией. Отсюда и... выражение «мыследеятельность», которое... должно заменить и вытеснить выражение «деятельность» как при исследованиях, так и в практической организации» . Нельзя не согласиться с тем, что деятельность существует вместе с мышлением и коммуникацией, но для целей исследования структуры и элементов конкретной деятельности приходится в ряде случаев абстрагироваться от этого. П.Г. Щедровицкий в отличие от психологического взгляда на деятельность обращал внимание на то, что «человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность, значительно более широкая, чем сами «люди»... Каждый человек, когда он рождается, сталкивается с уже сложившейся, с непрерывно осуществляющейся вокруг него и рядом с ним деятельностью...» . В данной книге учитывается психологический подход к деятельности и в то же время она рассматривается не как атрибут отдельного человека, а как атрибут определенной профессиональной группы, т. е. в качестве профессиональной деятельности, которая включена в универсальную человеческую деятельность через цели, нормы, средства, технологию, условия деятельности.

Здесь используется также эволюционный подход, позволяющий «изучать социальную эволюцию с точки зрения исторической последовательности развития, в которой более поздние достижения зависят от ранних» , и цель которого, по мнению Б.А. Семеновкера, «установить возникновение нового явления и путь его развития вплоть до настоящего времени» . Эволюционный подход позволяет преодолеть и недостаток «психологических теорий деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева», в которых, по замечанию В.С. Лазарева , «деятельность не определяется как развивающаяся», и это дает возможность проследить изменения элементов библиотечно-информационной деятельности.

При анализе эволюции библиотечно-информационной деятельности как саморазвивающейся системы и ее организации применяется связанный с системным подходом синергетический подход. Используются также сравнительный метод исследования, методы терминологического анализа, элементы теории организации.

Применение системно-деятельностного подхода позволило рассмотреть элементы библиотечно-информационной деятельности и ее видов в отдельной библиотеке и организационную структуру библиотечно-информационной деятельности в библиотечной отрасли, ее место в системе других видов деятельности. Анализ видов и подвидов библиотечно-информационной деятельности и их сравнение с другими видами человеческой деятельности дает возможность увидеть их общность, универсальность ряда подвидов библиотечно-информационной деятельности. В этой связи интересно высказывание Н. Винера: «... всякий организм скрепляется наличием средств приобретения, использования, хранения и передачи информации» . Именно поэтому возникает необходимость информационной, и в частности, библиотечно-информационной, деятельности в любом учреждении. Следовательно, прав Ю.Н. Столяров, который сформулировал закон о том, что «библиотека – обязательный компонент всякого социального института, располагающего профильным документированным знанием» .

Проанализируем основные термины, связанные с понятием «библиотечно-информационная деятельность».

Термин «традиционный» по отношению к библиотечно-информационной деятельности обозначает деятельность, связанную с рукописными и полиграфическими документами .

Рассмотрим соотношение понятий «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность», «библиотечная технология», «библиотечный процесс» как важнейших категорий библиотековедения.

Терминологический словарь «Библиотечное дело» (1997) дает дефиниции трех названных терминов.

Библиотечное дело дефинируется как «отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, включающая создание и развитие сети библиотек, формирование и использование их фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания населения, подготовку библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение работы библиотек» . В «Библиотечной энциклопедии» (2007) в статье Ю.А. Гриханова библиотечное дело определяется как отрасль профессиональной деятельности, обеспечивающая создание и развитие библиотек как социальной системы, основными целями которой являются сохранение и передача новым поколениям интеллектуальных достижений человечества, отраженных в документном (информационном) потоке и организация общественного пользования документными (информационными) ресурсами библиотек. К основным составным частям библиотечного дела автор статьи относит библиотечные сети, библиотечные фонды, библиотечные кадры, систему библиотечного обслуживания населения, управление библиотечным делом, научно-исследовательскую и научно-методическую работу. В этой части Ю.А. Гриханов полностью повторяет содержание текста из дефиниции библиотечного дела, данной в терминологическом словаре. Если сравнить определения «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» (по наиболее полной статье И.В. Лукашова), то заметны пересечения в части формирования сети, библиотечного фонда, обслуживания, научно-исследовательской, научно-методической работы, подготовки библиотечных кадров, которые словарь и энциклопедия относят к библиотечному делу, а И.В. Лукашов – к библиотечной деятельности.

В ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» библиотечное дело определяется как «область деятельности по организации библиотечного обслуживания» .

В учебнике В.В. Скворцова «Общее библиотековедение» (в 2 ч., 1996–1997) термин «библиотечное дело» определен как «область профессионального труда, назначением которой является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеках, а также совокупность библиотек, действующих на той или другой территории. В юридическом смысле библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Библиотечное дело – сфера исследований и приложений библиотековедения» .

В.В. Скворцов расширяет понятие «библиотечное дело», объединяя в определенной мере дефиниции «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» из терминологического словаря.

Не рассматривая специально термин «библиотечная деятельность», автор, тем не менее, при раскрытии объекта библиотековедения называет элементы этой деятельности: предмет труда, субъект труда, посредник труда .

Несколько шире представление о библиотечной деятельности (без употребления этого термина) дано в § 2.2.2.2 второй части учебника Н.С. Карташова «Общая теория библиотечного дела», где рассматривается «процесс деятельности библиотеки». Автор характеризует этот процесс как деятельность по созданию библиотечных услуг и продукции, как единый процесс, включающий основную и вспомогательную (обеспечивающую) и управленческую деятельность . Н.С. Карташов включает библиотечную деятельность в библиотечное дело и выделяет три вида деятельности.

Проведенный анализ показывает, что в библиотековедении при использовании терминов «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» нет ясности относительно соотношения содержания этих понятий.

В чем видится разница между рассматриваемыми понятиями?

Термин «библиотечное дело» возник задолго до термина «библиотечная деятельность». Обратим внимание на то, что последний появился в терминологическом словаре 1997 г., а в словаре 1986 г. его еще не было.

Термин «библиотечное дело» сложился аналогично терминам «книжное дело», «горное дело» тогда, когда появилась необходимость найти обобщающее понятие для выражения множества проблем, касающихся библиотек. Не случайно материалы библиотечного съезда (1911) были названы «Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу», а А.Р. Войнич-Сяноженцкий назвал свой доклад на этом съезде «Библиотечное дело как особая самостоятельная специальность и библиотекари как обособленная группа в ряду других специалистов». Еще ранее, в конце XIX в., вышла книга Е.В. Балобановой «Библиотечное дело».

Материалы по библиотечному делу Первого библиотечного съезда включали широкий спектр вопросов: о различных типах библиотек, их проблемах, организации сети библиотек, профессиональной подготовке библиотекарей, библиотечной печати, т.е., говоря современным языком, охватывали работу (деятельность) библиотек и всю инфраструктуру, связанную с этой деятельностью. Этот смысл у понятия в основном сохранился и до настоящего времени. Не случайно при его определении употребляется слово «отрасль».

Библиотечное дело, по моему мнению, – это отрасль культуры и информации, включающая систему библиотек, библиотечных фондов, других информационных, интеллектуальных, материально-технических ресурсов библиотек, инфраструктуру (библиотечную науку, специальные учебные заведения, библиотечную печать). Возможно, термин «библиотечное дело» целесообразно заменить термином «библиотечная отрасль». С.А. Басов предлагает в качестве замены терминов «библиотека» и «библиотечное дело» использовать обобщающее, по его мнению, понятие «библиотечный социальный институт». В него он включает практику, образование, науку, коммуникации, управление . Однако в профессиональной литературе сама библиотека понимается как социальный институт (например, по мнению Н.В. Жадько, Ю.П. Мелентьевой), одновременно ее рассматривают и как учреждение («Библиотечная энциклопедия», с. 139). Думается, что использование понятия «библиотека» в двух значениях вполне допустимо. Но если принять предложение С.А. Басова, то понятие «библиотека» как учреждения трудно будет обосновать.

Для этого исследования важно, что понятие «библиотечное дело» не является синонимом понятия «библиотечная деятельность», оно значительно шире. «Библиотечную деятельность» предварительно определим как комплекс разных видов работ, обеспечивающих выполнение библиотекой (как учреждением) своих основных функций и миссии перед обществом.

Понятие «функция», согласно «Краткой философской энциклопедии» (1994), определяется значениями – обязанность, круг деятельности. Понятие «миссия» происходит от латинского слова, переводимого как «посылать». Согласно словарю С. И. Ожегова, понятие «миссия» имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки – «ответственное задание, поручение».

Миссия библиотеки – это ответственное задание, «поручение» библиотеке как социальному институту, данное обществом. Представляется, что каждое конкретное общество, существующее в конкретное время, дает «поручение» библиотеке. Поэтому в разное время и в разных обществах у библиотеки может быть особая миссия.

В то же время библиотеке (как учреждению не только социальному, но и социокультурному) присуща миссия, определяемая характером развития цивилизации (цивилизационная миссия). Через эту миссию библиотека связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества. Так, в XIX в. – первой половине XX в. миссия библиотеки состояла в просвещении широких слоев народа (началом этого периода можно считать эпоху Возрождения). Библиотекарь осознавал себя просветителем.

Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX в. привели к изменению миссии библиотеки. Антитоталитарные идеи, идеи интеллектуальной свободы определили новую цивилизационную миссию библиотеки – обеспечение свободного доступа пользователей к мировым ресурсам информации («информация для всех»). Формулировка «миссия библиотеки» привнесена в библиотечное дело из внебиблиотечной среды. Сегодня библиотекарь все более осознает себя посредником в мире информации, содействующим гуманизации этого мира.

Теперь попытаемся выявить соотношение понятий «библиотечная деятельность» и «библиотечная технология».

В терминологическом словаре «Библиотечное дело» понятие «библиотечная технология « определяется как «совокупность библиотечных процессов и операций, а также приемов, методов и средств их осуществления, направленных на создание и сохранение библиотечной продукции и выполнение библиотечных услуг» . Соотношение между понятиями «библиотечная деятельность» и «библиотечная технология» в словаре не показано. В статье Е.Г. Астапович в «Библиотечной энциклопедии» библиотечная технология рассматривается как комплекс технологических процессов, ориентированных на реализацию задач библиотечной деятельности, а также методология библиотечно-информационного производства, современное знание о сущности библиотечных технологических процессов, закономерностях и принципах их развития. В статье подчеркивается, что библиотечная технология выступает способом упорядочения системы организации библиотечной деятельности и социального развития библиотеки. Из этой дефиниции вытекает, что библиотечная деятельность задает задачи библиотечной технологии, что это понятие более широкое, чем «библиотечная технология».

В.П. Леонов в книге «Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций» понимает библиотечно-библиографическую деятельность «не как совокупность неподвижных объектов и предметов, а как совокупность процессов» . Он включает процессы в структуру библиотечной деятельности, т. е., по его мнению, понятие, «библиотечная деятельность» шире понятия «библиотечный процесс», которое можно соотнести с понятием «библиотечная технология», хотя последнее в книге не используется, но процессы разделяются на составляющие элементы, подэтапы.

В работах И.С. Пилко «Библиотечная технология: общий курс», «Информационные и библиотечные технологии: учебное пособие» (2006) и ее докторской диссертации понятие «библиотечная деятельность» видится более широким, чем «библиотечная технология».

В данной работе понятие «библиотечная деятельность» также рассматривается как более широкое понятие, чем «библиотечная технология» (далее соотношение между этими понятиями будет раскрыто более глубоко). Кроме того, библиотечная деятельность здесь представлена как разновидность информационной деятельности и потому названа «библиотечно-информационной деятельностью».

Sup>8 Григорян, Г. Г. Размышления о музейном деле в Старом доме на Новой площади. Публикации и выступления (1988–2005 гг.) / Г. Г. Григорьян. – М. : МГФ «Знание», 2005. – С. 253.

9 Столяров, Ю. Н. Что такое библиотека? (о ее сущности и исходных функциях) / Ю. Н.Столяров // Столяров, Ю. Н. Библиотековедение. Избранное. 1960–2000 годы. – М. : Пашков дом, 2001. – С. 264.

10 См. хронологические части (бесписьменное общество, рукописная информация, полиграфическая информация, техногенная информация) в книге: Семеновкер, Б. А. Эволюция информационной деятельности: Бесписьменное общество / Б. А. Семеновкер; Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. – С. 12.

11 Библиотечное дело: терминол. словарь / Рос. гос. б-ка. – М., 1997. – С. 22.

12 ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения». – С. 3.

13 Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 7–8.

14 Там же. – С. 27.

15 Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – Ч. 2. – М., 1997. – С. 29–30.

16 Басов, С. А. Библиотека и демократия: первое вступление в проблему / С. А. Басов; [Петербург. библ. о-во]. – СПб., 2006. – С. 14–16.

17 Библиотечное дело: терминол. словарь / Рос. гос. б-ка. – М., 1997. – С. 21.

18 Леонов, В. П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций / В. П. Леонов; Рос. акад. наук, Б-ка Рос. акад. наук. – СПб., 1995. – С. 5–6.

Введение

Библиотека (греч. bibliothзkз, от biblнon - книга и thзkз - хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

Деятельность библиотеки складывается из трех основных составляющих: хранение, поиск, и выдача на определенное время, имеющихся в наличие книг.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие библиотеки до сих пор придерживаются, традиционных библиотечных систем и процессов. Необходим, переход от бумажной коммуникации к коммуникации безбумажной, чтоб сократить время поиска необходимой литературы, информации о читателе и т.д.

В последнее время информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Экономические информационные системы, связанные с предоставлением и обработкой информации для всех уровней управления экономическими объектами, приобретают особую важность в общественной жизни. На данный момент невозможно представить какую-либо организацию, не применяющую компьютерных технологий. Это обусловлено и тем, что государственные структуры требуют обязательных отчетов в электронном виде, следовательно, необходима систематизированная информация.

Начальным этапом создания системы является изучение, анализ и моделирование деятельности организации для возможного улучшения и оптимизации методов работы. В курсовой работе используется инструментальное средство для моделирования BPwin и ERwin.

Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.

Основными задачами данной работы являются:

Изучить теоретические особенности моделирования процессов организации средствами BPwin и ERwin - произвести исследование предметной области - библиотечной деятельности

На основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.

Объектом исследования является библиотека.

Предметом исследования являются процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

· процесс записи в библиотеку новых читателей,

· процесс записи новых книг,

· процесс выдачи книг,

· процесс приема книг,

· процесс статистики посещений читателей.

Основы библиотечной деятельности

Организация деятельности библиотеки

Библиотека - это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой, являются общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования.

Основными направлениями работы любой библиотеки являются: комплектование и организация книжного фонда; обслуживание читателей.

Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путем просмотра библиографических источников и литературы) нужных для данной библиотеки изданий и приобретения их. От своевременности и полноты комплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживания читателей.

Организация книжного фонда включает вопросы учета, расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю. Правильная организация фонда облегчает читателю пользование литературой, библиотекарю - быстрое выполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность фондов как общественной собственности.

Обслуживание читателей библиотеки осуществляется различными путями:

Выдача литературы, как в читальный зал, так и за пределы библиотеки;

Помощь отдельным читателям и учреждениям в подборе необходимой им литературы;

Раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов;

Составление информационно-библиографических пособий различного типа;

Пропаганда наиболее ценной литературы;

Репродуцирование текстов по заказам читателей и т.д.

Библиотечная деятельность связана с учетом большого количества операций, множество книг и читателей серьезно замедляют работу библиотекарей. Сложность поиска нужной книги в каталоге занимает длительное время, и целиком опирается на компетентность работников библиотеки.

В библиотеке ведется картотека читателей. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения, большая часть которых размещаются в аннотированных каталожных карточках

В библиотеку приходит много книг из различных издательств. Каждой книге в библиотеке присваивают номер, а затем передают в различные отделы. При поступлении книги, учитывают такие данные как:

· номер поступившей книги,

· название книги,

· название издательства, из которого поступила книга,

· отдел, куда была передана книга;

· адреса издательств,

· названия издательства,

· название и расположение отделов библиотеки.

Предусматривается автоматизация учета выдачи и сдачи книг, записи новых книг и читателей, а также хранения информации об имеющихся в наличии книгах, данные о сотрудниках библиотеки, сотрудниках хранилища библиотеки и читателях.

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие параметры:

· издание,

· год издания,

· ключевые слова,

· количество страниц.

Каждая книга может присутствовать в нескольких экземпляров.

Так же в библиотеке ведется картотека читателей. О каждом читателе заносятся следующие сведения:

· номер паспорта,

· телефон.

Каждому читателю присваивается номер читательского билета.

В случае выдачи экземпляра книги в библиотеке остается вкладыш, в котором указана дата выдачи, дата предполагаемого возврата и номер читательского билета.

Можно продлить книгу по телефону книгу назвав номер читательского билета и уникальный номер книги.

При возврате книги во вкладыше отмечается срок возврата. При просрочке возврата книги, читатель получает предупреждение. Когда предупреждений у читателя накапливается больше определенного предела, он лишается правом пользования библиотекой на определенный срок.

При потере книги читатель лишается правом пользования библиотекой на определенный срок, независимо от количества предупреждений.

В библиотеке есть ряд ограничений: нельзя выдавать книги больше установленного периода, нельзя выдавать больше определенного количества книг.

Объект исследования - библиотека.

Предмет исследования - процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

процесс выдачи книг читателям;

процесс сдачи книг;

процесс поступления новых книг;

процесс записи новых читателей.

Субъекты - пользователи (читатели, администрация библиотеки, другие заинтересованные в получении информации лица)

Входная информация - информация:

о новых поступивших книгах;

о новых читателях, которые записываются в библиотеку;

о процессе выдачи книг, включает в себя:

Кто из сотрудников хранилища передал книгу сотруднику библиотеки;

Кто из сотрудников библиотеки передал книгу читателю;

По заявке какого читателя была выполнена эта операция;

Название книги;

Дату выдачи книги;

Срок, на который выдается книга;

Выходная информация - информация:

· о статистике посещения клиентами библиотеки;

· о книгах, которые наиболее часто были выданы читателям, то есть рейтинг книг.

При выдаче книг в базе данных необходимо фиксировать:

название книги;

дату выдачи;

ФИО читателя, которому выдается книга;

ФИО сотрудника библиотеки, выдающему книгу читателю;

ФИО сотрудника хранилища, который передал книгу (непосредственно из хранилища) сотруднику библиотеки по заявке читателя;

срок, на который выдается книга.

При сдаче книг в базе данных необходимо зафиксировать дату возврата сдаваемой читателем книги путем ввода ее названия в БД.

На каждого читателя заносятся следующие сведения:

№читательского билета;

ФИО читателя;

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие характеристики:

Название книги;

Уникальный шифр (ISBN);

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК);

Издательство;

Место издания (город);

Год издания.

Все книги различаются по своему уникальному шифру - ISBN.

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) распределяет издания по отраслям знания в соответствии с их содержанием. В ней используется цифробуквенные индексы ступенчатой структуры (например, ББК 32.973 Электронные вычислительные машины и устройства). Шифр ББК используется при выделении хранимым изданиям определенных комнат, стеллажей и полок, а также для составления каталогов и статистических отчетов.

В библиотеке имеется база данных (БД). Она представляет собой совокупность данных обо всех происходящих процессах в библиотеке (книгах, читателях, проведенных мероприятиях и др.), построенную в хронологической последовательности, в виде таблиц и списков данных. Основное ее назначение - хранение данных, для их последующего целесообразного использования в будущем. БД находится на специальном компьютере в электронном виде, постоянно редактируется и изменяется работниками библиотеки.

С базой данных библиотеки могут работать как руководители (администрация) библиотеки, так и работники библиотеки, заинтересованные в получении необходимой информации.

При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:

Принимать новые книги и регистрировать их в библиотеке;

Относить книги к одной или к нескольким областям знаний;

Проводить каталогизацию книг, то есть назначение новых инвентарных номеров вновь принятым книгам;

Вести учет выданных книг читателям, при этом предполагается два режима работы: выдача книг читателю и прием от него возвращаемых им книг обратно в библиотеку. При выдаче книг фиксируется, когда и какая книга была выдана данному читателю и на какой срок выдается данная книга. При приеме книги, возвращаемой читателем, проверяется соответствие возвращаемого инвентарного номера книги выданному инвентарному номеру, название книги, и она ставится на свое старое место в библиотеке.

Администрация библиотеки должна иметь возможность получать сведения о должниках - читателях библиотеки, которые не вернули вовремя взятые книги; сведения о наиболее популярных книгах, т.е. наиболее часто выдаваемых книгах.

Основные функции библиотеки - информационная, культурная, образовательная, досуговая.

Соотношение понятий «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность».

Библиотечная деятельность рассматривается как «область социогуманитарной деятельности по удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей населения посредством библиотек» . Это определение термина «библиотечная деятельность» не раскрывает специфики этой деятельности.

Рассмотрим соотношение понятий «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» с разных точек зрения.

Термин «библиотечное дело» в различных источниках определяется как отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, включающая создание и развитие сети библиотек, формирование и использование их фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания населения, подготовку библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение работы библиотек ; отрасль профес-сиональной деятельности, обеспечивающая создание и развитие библиотек как социальной системы, основными целями которой является сохранение и передача новым поколениям интеллектуальных достижений человечества, отраженных в документном (информационном) потоке и организация общественного пользования документными (информационными) ресурсами библиотек ; область деятельности по организации библиотечного обслуживания ; область профессионального труда, назначением которой является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеках, а также совокупность библиотек, действующих на той или иной другой территории; отрасль информационной, культурно - просветительной и образовательной деятель-ности, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек; сфера исследований и приложений библиотековедения ; это отрасль культуры и информации, включающая систему библиотек, библиотечных фондов, других информационных, интеллектуальных, материально-технических ресурсов библиотек, инфраструктуру (библиотечную науку, специальные учебные заведения, библиотечную печать). Возможно, термин «библиотечное дело» целесообразно заменить термином «библиотечная отрасль» .

Термин «библиотечное дело» возник задолго до термина «библиотечная деятельность». Последний появился в терминологическом словаре 1997 г., а в словаре 1986 г. его еще не было.

Термин «библиотечное дело» сложился аналогично терминам «книжное дело», «банковское дело» тогда, когда появилась необходимость найти обобщающее понятие для выражения множества проблем, касающихся библиотек.

В.В. Скворцов расширяет понятие «библиотечное дело», объединяя в определенной мере с понятием «библиотечная деятельность». Не рассматривая специально термин «библиотечная деятельность», автор, при раскрытии объекта библиотековедения называет элементы этой деятельности: предмет труда, субъект труда, посредник труда. Библиотечную деятельность В.В. Скворцов рассматривает как «процесс деятельности библиотек». Автор характеризует этот процесс как деятельность по созданию библиотечных услуг и продукции, как единый процесс, включающий основную и вспомогательную (обеспечивающую) и управленческую деятельность .

Проведенный анализ показывает, что в библиотековедении при использовании терминов «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» нет ясности относительно соотношения содержания этих понятий.

Понятие «библиотечное дело» значительно шире понятия «библиотечная деятельность». «Библиотечную деятельность» предварительно можно определить, как комплекс разных видов работ, обеспечивающих выполнение библиотекой (как учреждением) своих основных функций и миссии перед обществом.

Целостное видение библиотечной деятельности дает возможность идентифицировать ее и отличить, то, что является другим видом деятельности. Сегодня это актуально прежде всего потому, что в библиотеках возникают новые виды деятельности, связанные с автоматизацией, внедрением современных информационных технологий. Целостное видение библиотечной деятельности необходимо для управления всем многообразием ее видов, организационных структур, разработки их классификации, ответа на вопрос о сохранении или изменении сущности этой деятельности в связи с технологическими и социокультурными переменами.

Двуединая сущность библиотечно-информационной деятельности.

О сущностной характеристике библиотечно-информационной деятельности в профессиональной литературе практически нет работ. Исключение составляет статья М.И. Акилиной. Она рассматривает в качестве критерия библиотечных явлений прокат при условии сохранения документа в системе . Прежде чем выдать документ во временное пользование с возвратом, необходимо его иметь, а чтобы его выдать несколько раз (библиотека обычно выдает документы многократно), следует его хранить. Поэтому хранение для библиотеки так же обязательно, как и прокат. Следовательно, сущность библиотечной (библиотечно-информационной) деятельности двуедина: сбор, обработка, хранение документов и их предоставление разными способами, прежде всего через прокат. Такую деятельность можно назвать мемориально-информационной, имея в виду, что подобно памяти библиотека собирает, перерабатывает, хранит информацию (в виде документов и других информационных объектов) и распространяет ее, предоставляя эти объекты.

Выявление сущности позволяет уточнить определение библиотечно-информационной деятельности: это разновидность информационной деятельности (мемориально-информационная), представляющая собой совокупность трудовых процессов, технологических и творческих, обеспечивающих выполнение библиотекой основных функций по организации сбора, обработки, сохранности и доступности документов, других информационных объектов и миссии перед обществом.

Две стороны сущности библиотечно-информационной деятельности противоречивы. На уровне библиотеки как системы это противоречие воспроизводит противоположность между библиотечным фондом и пользователями. Две разные стороны библиотечно-информационной деятельности, выявляя основное ее противоречие, тем не менее, образуют единство и обеспечивают востребованность информационных ресурсов библиотеки.

На протяжении истории библиотека как социальный институт, обеспечивая сохранность документов (что предполагает их собирание и хранение), обязана была не допустить их утерю, порчу, повреждение. Вместе с тем, передавая документы в пользование читателям, обслуживая их, библиотека предполагает их возможную утрату или повреждение.

Чем труднее (в финансовом и пространственном отношении) хранить документы, тем основательнее при комплектовании приходится их отбирать, оставляя ценное. Но то, что для одного ценно, для другого не представляет ценности. Следовательно, отбор документов лишает среднего абстрактного читателя всей полноты необходимой ему информации.

Анализ этого противоречия показывает, что оно во многом связано с представлениями в обществе и библиотечной профессиональной среде о таких универсальных категориях, как время (прошлое, настоящее и будущее) и ценность. Действительно, письменность и библиотеки возникли для того, чтобы хранить прошлое для настоящего и будущего, сменив устную традицию передачи информации, связанную с настоящим.

В древности и Средние века библиотеки в значительной мере были нацелены на хранение (т. е. на прошлое для будущего). Понимание соотношения прошлое - настоящее - будущее как прошлое для будущего создавало образ библиотеки как храма, как чего-то высшего, недоступного. Такой взгляд на библиотеку сейчас в какой-то мере сохранился как традиция, хотя реально к библиотеке уже давно нет такого отношения. Сегодня, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий, в сознании библиотекарей происходит изменение пропорций между прошлым, настоящим и будущим в пользу настоящего.

Таким образом, противоречие между сохранностью документов и их доступностью, в сущности, выражает противоречие между ответственностью библиотеки перед конкретным сегодняшним пользователем и ответственностью перед будущими поколениями, которые не смогут ознакомиться с культурными ценностями, если те будут утеряны. Это специфическое противоречие можно сопоставить с такими противоречиями природного характера, как наследственность и изменчивость, запоминание и воспроизведение.

В ходе исторического развития роль названных противоположностей изменялась. При расширении в ходе истории доступности документов и информации необходимый баланс между этими противоположностями все же сохраняется. Расширение доступности не беспредельно, оно ограничено тем, что библиотека должна сохранить фонды, поэтому доступность не простирается до раздачи книг или их продажи (как в книжном магазине). В библиотеке ограничения в доступности органичны, поскольку сущность двуедина и противоречива.

Если сущность библиотечно-информационной деятельности заключается в единстве хранения и предоставления документов, то исключение одной из сторон этого единства приведет к тому, что учреждение перестанет быть библиотекой, а будет, например, информационно-брокерской фирмой, которая предоставляет документы и информацию, не сохраняя их, а получая из библиотек, служб научно-технической информации (НТИ), архивов, музеев.

Более полное представление о сущности библиотечно-информационной деятельности можно получить, рассмотрев ее в контексте человеческой деятельности в целом .

Библиотечно-информационная деятельность как система.

Библиотечно-информационная деятельность - одна из многочисленных видов деятельности, которые осуществляются человеком. В работах, посвященных человеческой деятельности, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и другие ученые при характеристике ее как системы выделяют такие компоненты, как цели, субъект (субъекты) деятельности, наделенный активностью, объект (объекты), на который направлена активность субъекта, средства и процессы деятельности, условия, в которых она совершается, результаты деятельности. Используя системно - деятельностный подход, рассмотрим библиотечно-информационную деятельность. При этом исходим из двуединой сущности этой деятельности (табл. 1).

Таблица 1 - Характеристика библиотечно-информационной деятельности

Компоненты

1) в широком смысле - информационный ресурс (единичный документ, другие информационные объекты, документный ресурс, электронный ресурс);

2) информационные потребности пользователей (общие, групповые, индивидуальные, разные по содержанию);

3) с точки зрения библиотечно-информационного менеджмента - библиотека, её деятельность, технические средства, оборудование.

1) библиотекарь;

2) библиограф.

3) пользователь;

1. Совокупность (партия) документов или другие информационные объекты, отбираемые библиотекой для пользователей из имеющихся вовне информационных ресурсов.

Предмет трансформируется в модели - поисковые образы документов и определяет такие результаты этой деятельности, как библиотечный фонд, справочно-поисковый аппарат.

Предмет преобразуется в модель - поисковый образ запроса (ПОЗ) и определяет другой результат библиотечно-информационной деятельности - услугу.

Сбор, обработка, хранение определенных видов документов (других информационных объектов, включая электронные) и удовлетворение на их основе потребностей пользователей в информации.

Совокупность процессов - действий

Осуществление кумуляции, обработка, организация фонда; обеспечение сохранности документов; приём и уточнение запроса пользователя, осуществление поиска и т. д. (или создание условий, библиотечно-информационной среды для самостоятельной работы пользователя).

Результат

Библиотечно-информационная продукция и услуги.

Поскольку документ - единство информации (содержания) и носителя, а информация имеет определенное значение для человека, определенную ценность, то библиотека не может игнорировать ценностный аспект содержания документа. Ценность содержания конкретного документа определяется, как правило, такими параметрами, как актуальность, новизна тематики, практическая полезность, научная, производственная и художественная значимость, степень использования, достоверность представленных фактов, полнота данных и др. . Ценность предоставления своевременной информации (фактическая, семантическая, этичес-кая, эстетическая и др.) - важнейшая характеристика объекта и предмета библиотечно-информационной деятельности и соответственно ее результатов. В определенных обстоятельствах (например, при работе с книжными памятниками) библиотека принимает во внимание также ценностные формы издания, т.е. ценность документа в целом.

Можно выделить следующие концепции ценностного подхода к библиотечно-информационной деятельности:

1) концепция, получившая теоретическое развитие в СССР, как теория руководства чтением, т.е. целенаправленное воздействие на содержание и характер чтения;

2) концепция, предполагающая ориентацию только на запросы пользователей. В реальной практике библиотека достаточно гибко сочетает обе точки зрения, учитывая и ценностную ориентацию общества, и предпочтения пользователей, обеспечивая баланс «вечных» и временных ценностей.

Системно-деятельностный подход дает возможность увидеть и специфику библиотечно-информационной деятельности, где существуют разные типы связей субъектов (библиотекаря и пользователя): как субъект - объект (например, при формировании фонда), как субъект - субъект (при доверительной беседе в библиотеке), как единый субъект. Например, в ходе уточнения запроса (при предоставлении документов, справок) единый субъект можно выразить формулой «индивидуальный пользователь - библиотекарь», при проведении некоторых мероприятий (викторин, дискуссий) - «коллективный пользователь - библиотекарь». В этом случае деятельность библиотекаря и пользователя носит совместный характер. Кроме того, системно-деятельностный подход позволяет уточнить связь субъекта и предмета деятельности. Например, с одной стороны, для библиотекаря предметом деятельности является запрос пользователя, с другой стороны, библиотекарь конструирует свой предмет (поток поступающих документов, справочно-поисковый аппарат и др.). При системно - деятельностном подходе раскрывается динамика процесса деятельности на уровне алгоритмов при исследовании технологии взаимодействия пользователя и библиотекаря.

Библиотечно-информационная деятельность представляет собой систему процессов, соответствующих системе их целей и подчиненных общей цели деятельности библиотеки.

Характеристика библиотечно-информационных средств дана в работах Л.И. Алешина, М.Г. Вохрышевой, М.Я. Дворкиной, И.С. Пилко, Ю.Н. Столярова. Это технические средства, оборудование, библиографические средства, методы, приемы и организационные формы. Средства могут предназначаться только для библиотечно-информационной деятельности, например, методы уточнения запроса, и быть универсальными, скажем, компьютерные средства (М.Г. Вохрышева называет их специфическими и неспецифическими) . И.С. Пилко характеризует средства как документные ресурсы, технические, лингвистические и программные средства, а также кадровые ресурсы .

Средства входят в структуру ресурсов библиотечно-информационной деятельности. Ресурсы - средства, запасы, возможности, источники чего-либо. В библиотечно-информационной деятельности можно выделить информационные ресурсы, к которым относятся: библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, ресурсы Интернета и доступные через него ресурсы разных библиотек и информационных центров, других организаций. При этом, одновременно, эти ресурсы являются результатом информационной деятельности, в том числе библиотечно-информационной. Поэтому не случайно М.Г. Вохрышева рассматривает библиографические ресурсы как глобальный результат библиографической практической деятельности. Ресурсом и результатом является также библиотечно-информационная среда. Как и другие виды человеческой деятельности, библиотечно -информационная требует материально-технических (библиотечное здание, технические средства, оборудование и др.), финансовых и интеллектуальных ресурсов. Интеллектуальные ресурсы библиотеки, включают:

Потенциал библиотековедения, в том числе, теоретические и практические разработки в области технологии, методики и организации библиотечно-информационной деятельности;

Знания и умения, общую и профессиональную культуру конкретных библиотекарей, от которых зависит качество и эффективность деятельности пользователей;

Интеллектуальный потенциал пользователей, который влияет на их работу в библиотеке и стимулирует деятельность библиотекарей;

Лингвистическое и программное обеспечение библиотечной технологии.

Однако, с одной стороны, все ресурсы библиотеки включаются в производство продукции и услуг, а с другой - они являются элементами библиотечно - информа-ционной среды, пространственным и временным полем, в котором происходит производство результата библиотечно-информационной деятельности (рис. 1).

Остановимся на библиотечно-информационной деятельности. В зависимости от конкретной цели, субъекта, объекта, предмета, средств и условий среды реализуются разные технологические процессы, создающие промежуточные результаты (например, индекс, получившийся при классификации, предметизации) или конечные результаты (продукция или услуга).

Продукция - результат комплекса обеспечивающих видов деятельности. Продукцией являются библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, библиографические пособия. Услуга - результат комплекса обслуживания. Это выдача документов и справок, подготовка конференции, презентации и т. п. Общий результат библиотечно-информационной деятельности (продукция плюс услуга) - библиотечно-информационный продукт.

Библиотечные услуги предоставляют доступ пользователей к таким общественным благам, как информация, знания, культура.

Рисунок 1 - Производство результата библиотечно-информационной деятельности

Библиотечная услуга, будучи социальным механизмом доступа, является механизмом культурной трансляции. Вместе с тем, у услуг есть и экономическая сторона, ведь они имеют стоимость.

Каждая услуга характеризуется содержанием и формой. Главный компонент содержания услуги - ее предмет, отражающий ту потребность, которая удовлетворяется; услуги отличаются друг от друга прежде всего предметом .

Сегодня, говоря о результатах библиотечно-информационной деятельности, важно учитывать положения экономики знаний. В частности, представляется значимым выделение базовых услуг и услуг с добавленной стоимостью, направленных на облегчение потребителю использования базовых услуг. Услуги с добавленной стоимостью, по мере развития рынка информационных услуг и продуктов, переходят в группу базовых, заменяясь новыми видами услуг с добавленной стоимостью .

Базовыми услугами (продукцией) в библиотеках могут считаться библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, в том числе и базы данных, библиографические пособия, на основе которых развиваются услуги с добавленной стоимостью _ поиск документов и информации по запросам, подготовка справок, услуги МБА (межбиблиотечного абонемента) и электронной доставки документов и др.

В настоящее время возросла номенклатура услуг, оказываемой библиотекой пользователю. Растет число предоставляемых электронных услуг, предназначенных не только для многочисленных пользователей библиотеки, но и вне информационно - образовательной среды.

Все элементы библиотечно-информационной деятельности взаимосвязаны (например, вид документа и потребности пользователя будут определять характер технологического процесса, необходимую квалификацию библиотекаря и результат деятельности).

Итак, библиотечно-информационная деятельность является системой, т. е. совокупностью элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих единое целое. Это единство, целостность обеспечивается общей целью - сбором, обработкой, хранением определенных видов документов, других информационных объектов, включая электронные, и удовлетворением на их основе потребностей пользователей в библиотечно-информационных услугах, а также интегративным свойством этой системы, определяемым двуединством ее сущности, прямыми и обратными связями между ее элементами и подсистемами. Отметим также, что эта система является информационной и социокультурной, открытой, т.е. связанной с внешней средой и поддерживающей себя в ответ на изменения окружающей среды, сложной, саморазвивающейся системой.

Нужно отметить, что настоящее время в системе библиотечно-информационной деятельности имеется несколько организационных уровней и соответствующих подсистем: уровень конкретной библиотеки как учреждения, разные уровни ее структурных подразделений, уровни объединений библиотек (определенной отрасли рыночного хозяйства, какой-либо территории), библиотек и других организаций (например, консорциумы). Поэтому можно рассматривать библиотечно-информационную деятельность как систему не только деятель-ностных элементов (см. выше), но и как систему организационных структур. В зависимости от уровней организации меняется и характер саморегуляции библиотечно-информационной деятельности.

В рамках одной библиотеки библиотечно-информационная деятельность представлена в разных видах, которые взаимосвязаны между собой целью, технологией, разными уровнями организации .

Таким образом, в системе библиотечно-информационной деятельности различаются относительно автономные подсистемы по элементам, видам, организации деятельности.

Применительно к саморазвивающимся системам, выявляются и новые аспекты категорий пространства - времени. Наращивание системой новых уровней организации сопровождается изменением ее внутреннего пространства - времени .

Библиотечно-информационная деятельность является не только сложной, саморазвивающейся системой, но и системой человекоразмерной, поскольку здесь человек - компонент системы, который в нее включен и часто выступает и как субъект, и как объект деятельности.

Связь библиотечно-информационной деятельности с образовательной.

Рассмотрим связи библиотечно - информационной с другими видами деятельности, в том числе и с образовательной.

Чтобы обеспечить хранение и предоставление документов, информации (сведений), нужно кумулировать эти документы, сведения, переработать их и организовать так, чтобы они стали доступными пользователям, чтобы их можно было легко найти.

Вид (подвид) деятельности - понятие, дающее краткую содержательную характеристику деятельности, обеспечивающей определенный конечный или значимый промежуточный результат.

Вид (подвид) деятельности не тождествен технологическому процессу (технологической операции), поскольку, с одной стороны, дает общее, а не конкретное представление о деятельности, с другой стороны, предполагает возможность использования нескольких вариантов технологических процессов (операций) в зависимости от конкретной цели, субъекта, объекта, условий и т.п. .

При научной классификации библиотечно-информационной деятельности используются различные признаки (см. Прил. А).

Проведенное исследование рассматривает библиотечно-информационную деятельность как систему, характеризует ее элементы, что имеет как теоретическое, так и практическое значение для дальнейшей фиксации и анализа изменений этой деятельности. Изучение характера связей библиотечно - информационной с другими видами деятельности, с одной стороны, показывает ее широкую представленность и значимость в структуре человеческой деятельности, с другой, имеет и практическое приложение, в частности, для определения места библиотечно - информационной деятельности в учебном процессе.

Для выявления тенденций развития, наметившихся изменений библиотечно-информационной деятельности во взаимосвязи с образовательной как системы, рассмотрим эволюцию библиотечной деятельности.

Учреждение Российской академии наук

Государственная публичная научно-техническая библиотека

Сибирского отделения РАН

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»

Библиотечно-информационная деятельность

Новосибирск

Отв. составители:

канд. пед. наук Е. Б. Артемьева

канд. искусствоведения, доцент Н. С. Мурашова

Библиотечно-информационная деятельность: метод. рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Учреждение Рос. акад. наук Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния РАН; Новосиб. гос. пед. ун-т; отв. сост.: Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова. – Новосибирск, 2011. – 172 с.

ISBN 978-5-94560-224-3

Издание включает составленные на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 071201 / направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» методические рекомендации по прохождению учебной, производственной, педагогической практики, подготовке и защите выпускной квалификационной работы, а также программу государственного экзамена.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов учреждений библиотечного образования.

УДК 02(075.8)

ББК 78.3я73

Предисловие 8

1 Общие положения 8

2 Характеристика видов практики 9

3 Базы практики 14

4 Требования к прохождению практики 16

5 Порядок прохождения практики 16

6 Отчетные документы 17

7 Этапы учебно-ознакомительной практики 19

8 Этапы учебной практики 22

9 Этапы производственной практики 25

10 Этапы педагогической практики 31

Список использованной литературы 40

Приложения 41

Программа государственного экзамена 50

Общепрофессиональные дисциплины 50

Раздел 1 Общее библиотековедение 50

Раздел 2 Общее библиографоведение 77

Раздел 3 Социальные коммуникации 82

Раздел 4 Документоведение 85

Раздел 5 Аналитико-синтетическая переработка информации 90

Раздел 6 Информатика 99

Раздел 7 Информационные технологии 110

Цикл специальных дисциплин 115

Раздел 8 Библиотечный фонд 115

Раздел 9 Библиотечный менеджмент 123

Раздел 10 Библиотечное обслуживание 130

Раздел 11 Библиографическая деятельность библиотеки 142

Раздел 12 Основы педагогического мастерства 145

Раздел 13 Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин 149

Введение

Подготовка кадров с высшим образованием по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» осуществляется в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО НГПУ) на факультете культуры и дополнительного образования; выпускающей является кафедра социально-культурной и библиотечной деятельности (СКиБД), активно сотрудничающая с научными библиотеками региона, прежде всего, с Государственной публичной научно-тех­ни­ческой библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН).

Согласно Договору между ГПНТБ СО РАН и ГОУ ВПО НГПУ, на базе ГПНТБ СО РАН осуществляется обучение студентов по об­щепрофессиональным и специальным дисциплинам. Лекционные, семинарские и лабораторные занятия проводят ведущие специалисты Библиотеки, которые одновременно являются преподавателями кафедры СКиБД НГПУ.

Базами практики являются ГПНТБ СО РАН, Новосибирская государственная областная научная библиотека, Новосибирская областная юношеская библиотека, Новосибирская областная детская библиотека, Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих, вузовские и другие библиотеки города.

Методические материалы, представленные в издании, составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также СТО НГПУ 7.5.3-01/01-2009 «Выпускная квалификационная работа: Требования» и СТО НГПУ 7.5-05/02-2009 «Организация и проведение профессиональных практик».

Методические материалы включают: рекомендации по профессиональной практике (составитель О. В. Макеева ); материалы к государственной аттестации: программу государственного экзамена и темы выпускных квалификационных работ (составители: канд. пед. наук Е. Б. Артемьева – курс «Общее библиотековедение»; канд. пед. наук В. Г. Свирюкова – курсы «Общее библиографоведение», «Библиографическая деятельность библиотеки»; В. В. Безбородова – курс «Социальные коммуникации»; канд. пед. наук Н. И. Под­ корытова – курсы «Документоведение», «Библиотечный фонд»; д-р пед. наук, профессор О. Л. Лаврик, И. Ю. Чубукова – курс «Аналитико-синтетическая переработка информации»; канд. пед. наук Т. А. Калюжная, Е. Б. Грешнов, А. И. Павлов – курс «Информатика»; канд. пед. наук Т. В. Дергилёва – курс «Библиотечное обслуживание; д-р культурологии, профессор Г. Б. Пар­шукова – курсы «Библиотечный менеджмент», «Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин»; канд. пед. наук Н. С. Редькина – курс «Информационные технологии»; канд. пед. наук, доцент Н. В. Фёдорова – курс «Основы педагогического мастерства»); рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы (составитель канд. пед. наук Е. Б. Ар­темьева).

Материалы обсуждены на заседании кафедры СКиБД, утверждены ученым советом факультета культуры и дополнительного образования (январь, 2011), могут быть полезны как студентам, так и преподавателям.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Русский язык - профильный предмет, по выбору вуза
  • Литература - по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза

В свете тенденций современного мира улучшение информационной культуры общества представляется одной из наиболее актуальных задач образовательного процесса. При реализации такого подхода одну из ключевых позиций занимает библиотечно-информационная деятельность. Именно от специалистов данного направления подготовки зависят реальные перспективы повышения информационной культуры потребителей, поскольку библиотеки (как традиционные, так и электронные) обеспечивают доступ населению к национальным и мировым духовным сокровищницам.

Условия поступления

Для успешной реализации профессиональной деятельности и оказания всесторонней квалифицированной помощи в улучшении информационной культуры читателей, будущему специалисту требуются глубокие знания психологии, литературы, иностранного языка и истории. Зачисление на обучение осуществляется на основании результатов сдачи экзаменов по дисциплинам:

  • литература;
  • русский язык (профильный);
  • история, обществознание (по выбору вуза).

Будущая профессия

В задачи будущего специалиста входит не только работа с издательскими, информационными материалами, но и организация работы с читателями.

Выпускнику-бакалавру необходимо прилагать усилия для постоянного углубления знаний и развития интереса к новейшим библиотечным, информационным технологиям.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой бакалавров библиотечно-информационной деятельности занимаются следующие вузы страны:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
  • Арктический государственный институт искусств и культуры;
  • Пермская государственная академия искусства и культуры;
  • Орловский государственный институт искусств и культуры;
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств.

Срок обучения

Нормативный срок обучения на очном отделении составляет 4 года, на заочном - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

На сегодняшний день библиотечная деятельность претерпевает существенные трансформации, вызванные развитием информационных технологий.

Бакалавры-выпускники направления обладают широким кругозором, а также информационными технологиями. Студенты направления изучают следующие дисциплины:

Приобретаемые навыки

За весь период обучения бакалавры направления 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» приобретают ряд актуальных навыков и умений:

  1. Овладение теоретическими знаниями курса, стремление к их углублению на протяжении реализации профессиональной деятельности.
  2. Умение переводить общие цели, стоящие перед сферой библиотечного обслуживания, в задачи конкретного коллектива.
  3. Критически осмысливать передовой опыт библиотечного дела, применять его на практике.
  4. Изучать индивидуально-психологические особенности читателей курса с целью привлечения большего числа потенциальных читателей к духовному наследию.

Перспективы трудоустройства по профессии

Специалисты направления после завершения курса обучения востребованы в библиографической науке, в редакционно-издательских и книготорговых организациях, учебных заведениях, органах научно-технической информации, музеях, архивах и др.

Выпускник-бакалавр может занимать должности:

Минимальная заработная плата молодых специалистов составляет 15 000 руб., средняя оплата по России - 18 000 руб. В свою очередь, развитие электронных библиотек позволяет предположить, что уже в ближайшие годы зарплата специалистов профиля многократно увеличится.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Если для других профилей самосовершенствование и продолжение обучения зависит исключительно от личностных предпочтений, то для специалистов данного направление - это необходимое условие. Продолжить углубление теоретических знаний можно при обучении в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Профессии направления непосредственно связаны с научной деятельностью и обучение в магистратуре позволит сформировать на высоком уровне информационную и научную компетенции. Диплом магистра является общепризнанным в мировых странах, а написание магистерского исследования позволит заявить о себе в научной сфере.

Обучение в магистратуре позволит получить навыки реализации педагогической деятельности, что необходимо для высококвалифицированных специалистов профиля, а также продолжить изучение выбранной темы исследования на базе вуза.